К группе психогенных заболеваний у детей, не до­стигающих психотического уровня, относят страхи. Причины невротических страхов — шоковые и субшоко- вые психотравмы, вызывающие острый испуг, и затяжные психотравмирующие ситуации (разлука с близкими, тя­желая болезнь родителей). Способствующие факторы — тревожно-мнительный характер, повышенная внушаемость, впечатлительность, а также чрезмерная опека с тревожными опасениями по поводу здоровья ребенка. Патопластически страхи связаны с психотравмирующей ситуацией. Дошколь­ники боятся животных, персонажей сказок и фильмов, драк и скандалов, «страшных дядек» и милиционеров. Младшие школьники боятся темноты, одиночества, разлуки с мате­рью. В препубертатном и пубертатном возрасте могут при­сутствовать страхи болезни и смерти, ипохондрические опасения. Чем ребенок младше, тем чаще страхи возникают после испуга, чем старше, тем чаще после затяжных психо­травмирующих ситуаций.

Клиническая картина неврозов у подростков соответству­ет классическим вариантам. Большинство отечественных и зарубежных авторов в личностном конфликте, реализую­щемся в неврозе, видят сочетание психогении и премор- бидных особенностей личности, причем в этиопатогенезе невроза, формировании его клинической картины, течении прогнозе роль социально-средовых и личностных факторов может быть разной в каждом отдельном случае.

Г.К. Ушаков и Н.Д.Лакосина, говоря о значении индиви­дуальности пациента, полагают общим для невротиков наличие у них аномалии характера. Большая распростра­ненность неврозов (15% состоящих на психиатрическом учете среди подростков) определяется тем, что большин­ство подростков заболели, еще будучи детьми. В возникно­вении неврозов у подростков и формировании клинических проявлений находят отражение особенности переходного возраста.

Среди неврозогенных факторов у подростков значитель­ное место занимает неблагоприятная ситуация в семье. Среди прочих следует назвать неправильное воспитание, патологию характера, асоциальное поведение, алкоголизм одного или обоих родителей, угрозу развода, дезорганиза­цию семьи, совместное проживание разведенных родите­лей, хронические заболевания у родных с угрозой смерти, хроническую ревность к брату или сестре и т.д.

Из типов неправильного воспитания наиболее патоген­ными являются те, в которых в той или иной форме нали­чествует отвержение ребенка родителями. Родительское отвержение «приводит ребенка к постоянному, гнетуще­му чувству безнадежности и неудовлетворенности собой. Находясь в непрекращающейся погоне за тем, чтобы убла­готворить родителей, и не получая одобрения, он пере­стает верить в свои силы и постоянно переживает чувство вины» (Д.Н. Исаев), вырабатывается комплекс неполно­ценности с тревожностью, мнительностью, склонностью к аутоагрессии.

Неблагоприятным в плане возникновения невротиче­ских комплексов является гиперсоциализирующее воспи­тание (разные виды гиперпротекции). Оно порождается тревожной мнительностью родителей в отношении здоро­вья ребенка, его статуса среди сверстников, успехов в учебе, характеризуется чрезмерной озабоченностью будущим ребенка, стремлением к раннему многопрофильному обу­чению. Сверхзабота со стороны родителей, информацион­ные перегрузки приводят к пассивности, подчиненности, зависимости, неумению адаптироваться, развитию чувства неполноценности, школьным фобиям и другим невротиче­ским формам реагирования (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев).

При воспитании по типу повышенной моральной ответственности подросток поставлен перед необходимо­стью прекрасно учиться или следить за младшим братом, ухаживать за больной бабушкой или показывать высо­кие спортивные результаты. Чувство ответственности по­стоянно эксплуатируется, и, находясь долго под таким непосильным бременем, подросток, особенно наделенный тревожно-мнительным характером, может отреагировать невротическим расстройством.

Противоречивое воспитание с противоположными тре­бованиями к подростку может истощить его возможности к адаптации и также привести к возникновению невроза.

Среди «неврозогенных» заметное место в пубертатном возрасте занимают ситуации, непосредственно связанные со школой. В их числе неспособность справиться с учеб­ной нагрузкой, неблагожелательное отношение учителя, неприятие сверстниками, смена школьного коллектива. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени, особенно у инфантильных или сома­тически ослабленных подростков, могут привести к утом­ляемости, раздражительности, расстройствам сна и другим невротическим проявлениям вплоть до истерических рвот и регрессивных реакций в виде энуреза и энкопреза. Несправедливо заниженные оценки, злоупотребление пло­хими отметками, а в еще большей мере унижение досто­инства, оскорбительные удары по самолюбию подростка могут привести не только к протесту, но и к состоянию тревожного ожидания, неуверенности в себе, подавленности и многообразным невротическим состояниям.