Напишите нам

Поиск по сайту

Наш блог

Как я заболел во время локдауна?

Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...

5 причин обратить внимание на средиземноморскую диету

Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...

7 Фактов об овсе, которые могут вас удивить

Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....

В какое время дня лучше всего принимать витамины?

Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”

Ключ к счастливому партнерству

Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...

Как получить сильные, подтянутые ноги без приседаний и выпадов

Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...

Создана программа предсказывающая смерть человека с точностью 90%Смерть научились предсказывать

Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.

Зарплата врачей в 2018 году превысит средний доход россиян в два разаЗП докторов

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...

Местная анестезия развивает кардиотоксичностьАнестетики вызывают остановку сердца

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...

Закон о праве родителей находиться с детьми в реанимации внесен в ГосдумуРебенок в палате

Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...


В вопросах, касающихся механизмов неврозов и пси­хосоматических заболеваний, много непонятного. Можно понять само переживание, значение его как психотравми­рующего обстоятельства, хорошо понимать содержатель­ный аспект реакции, но сам переход от здоровья к болезни остается психологически непонятным. Дальше попыток представить этот переход следствием конституционально обусловенных внесознательных процессов дело не пошло. Наши знания о сущности и принципиальных различиях неврозов и психосоматических заболеваний весьма при­близительны, и следовательно, суждения относительно тео­ретического аспекта этих болезней права на категоричность не имеют.

Организация помощи таким больным должна базиро­ваться на предположительных представлениях о механизме возникновения заболевания. В связи с этим на первом ме­сте должен быть принцип раннего выявления детей и подростков с высоким риском психосоматических нарушений. Лечение этих больных должно проводиться педиатром или терапевтом совместно с психологом, психотерапевтом или психиатром в рамках соматологической службы и включать соматопсихическую и социально-личностную коррекцию. Программа помощи должна решать следующие задачи: во- первых, предупреждение возникновения болезни, в част­ности, диспансеризация детей и подростков из группы повышенного риска (от родителей, страдающих психосома­тическими заболеваниями, особенно из неблагополучных семей). Во-вторых, предупреждение нервно-психических расстройств у заболевших и коррекция неадекватности личностных реакций на заболевание. В-третьих, вместе с лечением соматического заболевания традиционными ме­тодами должна использоваться психотерапия, смягчающая неблагоприятные средовые воздействия, и семейная психо­терапия, способствующая созданию в семье благоприятного психологического климата. Нормализация микросоциума, разрешение личностных конфликтов способствуют более скорому клиническому улучшению. В организационном отношении необходима подготовка педиатров и подрост­ковых врачей к ранней диагностике психосоматических расстройств, выявлению контингентов повышенного риска и лечению их совместно с психотерапевтом.

Среди нет гранильных типов воспитания наиболее па­тогенным и считаются воспитание по типу повышенной моральной ответственности и мелочная опека. Изнуряет длительная физическая и моральная нагрузка и связи с не­обходимостью ухода за больным членом семьи или млад­шим братом, часто в сочетании с регулярными занятиями в ' иениализированных школах, секциях, кружках. Ожидание всегда соответствует возможностям детей и подростков и требует от них чрезмерных усилий. Если при r/ом пе г эмоциональной поддержки со стороны родителей, возникает субъективное ощущение покинутости, которое моякс г стать серьезным декомпенсирующим фактором, /го усугубляется тем, что ситуация вызывает чувство ви- нм, воспринимается как личная несостоятельность, как поражение и тяжело переживается. Неудовлетворенность гпоими достижениями, статусом среди сверстников, когда притязания не реализуются, а отказаться от них очень труд­но, неприятие коллективом, его смена, конфликты с учите­лями также могут стать причиной личностного конфликта.

По складу своего характера половина детей и подростков с психосоматическим радикалом в коллективе являются либо лидерами, либо отверженными. Именно у них конфликты носят особенно острый характер, так как стрем­ление к лидерству сочетается с нетерпимостью, неприми­римость^ бескомпромиссностью, а отверженные наиболее  беззащитны. Психотравмирующис ситуации мо­гу г наслаиваться перекрывать одна другую, быть мозаич- мее и гораздо t ложнее, как, собственно, и бывает в жизни.

Таким образом, одним из факторов, определяющих возникновение и течение психосоматических расстройств, является личностный конфликт. Дело обстоит пример­но так же, как при туберкулезе, когда плохая жизнь в бедно­сти, сырости, скученности располагает к бурной реализации программы палочки Коха. Не следует забывать, что между психическим и физическим вообще и между психическим и соматическим в частности регулярных взаимодействий не выявлено, из чего следует, что научная доказанность перечисленных выше взаимосвязей (стресс — язва и пр.) относительна.

Почему все-таки в одних случаях следствием или послед­ствием психогении оказывается невроз, а в других — язвен­ная болезнь двенадцатиперстной кишки или бронхиальная астма? Не является ли психосоматическое заболевание на­чальной или, наоборот, следующей (органической) стадией функционального расстройства — системного или орган­ного невроза, или природа этих болезней не имеет между собой ничего общего? На сегодняшний день однозначного ответа на эти вопросы нет. Согласно кортико-висцеральной теории, невроз базируется на слабом типе высшей нервной деятельности и является предшественником психосомати­ческого заболевания. Но клиническая практика показала отсутствие невротической стадии в развитии психосома­тических расстройств и редкость у этих больных слабого типа высшей нервной деятельности. В связи с этим заслу­живает некоторого внимания точка зреиия, согласно кото­рой неврозы возникают у лиц с более пластичной и гибкой психикой (несмотря на слабый тип высшей нервной деятель­ности), а психосоматические расстройства — у лиц с менее гибкой, а стало быть, более хрупкой психикой, независимо от часто присущего им сильного типа высшей нервной дея­тельности. Может быть, адаптируясь к трудной ситуации, личность создает психологическую защиту от патогенного действия стресса, формы которой могут быть разными. Так, гипертимы облегчают душевное напряжение в движениях, действии; эпилептотимы разряжаются агрессивно-злобным поведением. Пассивный уход из трудной ситуации свой­ственен астеническим личностям.

Дети и подростки (не только истерического склада) склонны к Защитному вытеснению из сознания психотрав­мирующих обстоятельств. По-видимому, удельный вес неосознаваемых элементов психологической защиты с воз­растом уменьшается. Психологическая защита в виде само­стоятельной рационализации конфликта (способности к вытеснению, подавлению, конверсии) в силу особенностей психики и личности психосоматических больных не сраба­тывает вовсе. Происходит прорыв адаптационного барье­ра, и развивается психосоматическое заболевание. Таким образом, при психосоматических заболеваниях налицо констелляция биологических, личностных и средовых фак­торов, участвующих в патогенезе и находящихся в разных соотношениях в каждом конкретном случае. Считаю необ­ходимым отметить, что изложенные построения носят в основном предположительный характер.

Представление о «благоприятности» неврозов основыва­ется не на вероятности скорого излечения, а на отсутствии разрушительных последствий для личности пациента. Терапия неврозов — дело специалистов, психиатра и пси­хотерапевта. Лечение неврозов должно быть комплексным, включающим психотерапию, физиотерапию, лечебную физкультуру, нормализацию режима и лекарственные пре­параты в основном для снятия возбудимости, ослабления эмоционального напряжения. Используются главным об­разом транквилизаторы. Цель психотерапии — выявле­ние сути личностного конфликта, приведшего к неврозу и разрешение конфликтной ситуации с применением инди­видуальной, семейной и, в отдельных случаях, групповой психотерапии. Лечение проводится амбулаторно в услови­ях психоневрологического диспансера без отрыва от учебы или работы. Профилактика неврозов предполагает выявле­ние группы риска, то есть детей и подростков с соответству­ющей предиспозицией. Но как им помочь? Как избежать возникновения невротического комплекса? Можно целена­правленно предупреждать венерические болезни, в какой- то мере кариес и даже алкоголизм. Но как уклониться от жизни потенциальному невротику, когда обычная ситуация именно для него неврозогенна и несет угрозу его хрупкому равновесию? Конечно же, нужно помочь подростку понять особенности своего характера и реакций, обучить правиль­ному реагированию на обстоятельства, по отношению к которым его личность особенно уязвима, тем более что ис­ключить столкновение подростка с жизненными трудностя­ми врач не в состоянии.

Психические факторы участвуют в патогенезе не только нервно-психических, но и соматических болезней. В той или иной мере все или почти все соматические болезни связа­ны с социальными влияниями и личностными факторами. Недаром не устарело требование лечить не болезнь, а боль­ного (точнее, болезнь у конкретного больного). При этом выделена группа болезней, в происхождении и оформлении клинической картины которых социально-психологические факторы особенно значимы. Это «типичные психосомати­ческие расстройства»: гипертоническая болезнь, язвенная и другие болезни желудочно-кишечного тракта, бронхиаль­ная астма, болезни кожи и пр. Значение личностного кон­фликта не умаляет роли наследственности, конституции, особенностей висцеральных систем в возникновении пси­хосоматических расстройств. Понятно, что «психическое» прежде всего поражает психику, «заставляет страдать ду­шу», а уж последняя избирает орган или органную систему, чтобы через них проявить свое страдание вовне.

Путь от «психического» к «соматическому» в виде упро­щенной схемы описывается следующим образом: психоло­гический конфликт ведет к эмоциональному возбуждению. Вегетативное выражение эмоционального стресса включа­ет в себя избыточную активацию гипоталамуса и длитель­ное возбуждение гипофизарно-надпочечниковой системы. Перенапряжение этих структур делает эмоциональный стресс патогенным по отношению к внутренним органам. Локализация органных расстройств зависит от исходного функционального состояния органов-мишеней во время пика центральных нарушений. Ранимость висцеральных структур связана с генетическими особенностями, перене­сенной органной патологией, функциональной перегрузкой, то есть всем тем, что делает данную систему слабым местом.

Дж. Александрович считает психосоматическое заболева­ние следствием подавления и вытеснения личностного кон­фликта в сферу бессознательного, а характер переживаемых при этом чувств определяет форму психосоматического расстройства. Так, сдерживаемый гнев, подавляемая враж­дебность и агрессивность приводят к гипертонии, мигрени, а заблокированное стремление к признанию — к бронхи­альной астме. Можно вспомнить о сочетаниях затяжной тревоги или тоски с базедовой болезнью и диабетом, дли­тельного нервного напряжения — с язвенной болезнью и др. По мнению Ф. Данбар, в генезе психосоматических рас­стройств ведущим является тип личности. Действительно, часто определяющим бывает не на что реакция, а кто реаги­рует. Значимость одних и тех же ситуаций для разных людей весьма различна. В.И. Гарбузов полагает, что «психосомати­ческие больные» наделены своеобразным личностным пре- морбидом («препсихосоматическим радикалом»), в котором он выделяет два полюса — сенситивность и эпилептоид- ность. Общими для них являются максимализм и ригид­ность, прямолинейность и бескомпромиссность. Кроме того, им свойственны высокая тревожность, сенситивность, робость в сочетании с доверчивостью, недостаточной гиб­костью в решении проблем, повышенная внушаемость и ответственность. Будучи сенситивными и негибкими, они весьма уязвимы в отношении различных неблагоприятных психосоциальных воздействий. Последние обычно имеют характер длительного и неразрешимого конфликта: тяже- лая болезнь родителей, алкоголизм или уход из семьи одного из них, неприязненные отношения в семье и т.п.

Истерический невроз (ситуативно обусловленные пси­хические и соматические расстройства) чаще возникает у подростков с истероидными чертами характера. В основе ис­терического невроза лежат стремление к самоутверждению, протест против ограничения честолюбивых и тщеславных притязаний, попытка избежать чувства неполноценности, возникающего вследствие конфликта личности с явно за­вышенной самооценкой и реальностью, указывающей этой личности подобающее ей место. Патогенными могут ока­заться неудачи в учебе, попытках реализовать свои притяза­ния в художественной самодеятельности, спорте. В качестве психотравмирующих факторов отмечаются контрастные смены типов воспитания (например, «от оранжерейного» к отвергающему), рождение другого ребенка, ревность к чужому успеху и пр. В подростковом возрасте особенно значимыми становятся ситуации неприятия сверстника­ми, когда кумир родителей превращается в отвергаемого и осмеиваемого изгоя или шуга в коллективе сверстников. Симптоматика истерического невроза демонстративна, имеет четкую направленность на окружающих (родителей, учителей, соучеников, предмет симпатии).

Истерия — целевой невроз. Важно понять, чего невротик добивается, от какой неприятности бежит. Это важнейший этап в диагностике истерического невроза. Классические истерические симптомы — параличи, припадки, слепота, глухота — сегодня встречаются редко. Чаще это жалобы на головную боль, сердцебиение, приступы удушья, заикание, утрату аппетита. Головная боль находится, как правило, в тесной связи с учебой в школе. Она исчезает перед вы­ходными и на каникулах, носит драматический характер. Подросток жалуется на неимоверную боль, стягивает голо­ву полотенцем, терроризируя этим полотенцем домашних.

Истерический невроз может вовлекать в систему истери­ческого реагирования симптомы объективно существующей патологии, которые усиливаются (аггравация) и активно демонстрируются. При этом действует механизм условной приятности или желательности этого симптома. В необ­ходимых ситуациях, например, при устном ответе у доски, может усиливаться ранее возникшее по другим механизмам заикание. Для чисто истерического заикания характерно исчезновение заикания вне психотравмирующей обстанов­ки и способность имитировать его произвольно. Если гар­мония наступает с появлением болезненных симптомов, значит, именно такой способ реагирования естественен для этой личности, определяет характер ее партнерства с жиз­ненными сложностями.

Нередко подростки рассказывают о якобы пережитых ими состояниях, симптомы которых почерпнуты из пси­хиатрических пособий или от других больных. Обычно убежденно и даже с экзальтацией преподносятся расска­зы о галлюцинациях (черепах, скелетах), провалах памяти, наплывах мыслей, утрате чувств. В отличие от симулянта, невротик убеждает не только других, но и себя в реально­сти пережитого. Следует иметь в виду, что истерическая симптоматика тесно спаяна с личностью, в определенной степени адаптирует к действительности, часто удобна для пациента, поскольку обеспечивает ему возможность мани­пулировать окружающими и управлять ситуацией. В этом причина нередко наблюдающегося сопротивления пациен­та психотерапевтическому воздействию и лечению в целом. Несмотря на то что прогноз при истерическом неврозе в целом благоприятен, повторная психотравматизация спо­собствует рецидивированию невротических проявлений и затяжному течению невроза.

Чаще других форм у подростков встречается неврасте­ния. Наиболее уязвимы в отношении неврастении подрост­ки с акцентуацией по астеническому типу. В клинической картине преобладает сочетание повышенной утомляемо­сти с раздражительностью. Основное проявление гипер­стенического варианта неврастении — кратковременные всплески бурного аффекта по незначительным поводам с быстрым угасанием (истощением) аффекта. Трудно перено­сятся яркий свет, резкие звуки. Подросток жалуется, что он устал, измотан, что у него нет ни сил, ни желаний, обострен­но воспринимает любые замечания в свой адрес. Особенно раздражительны подростки-неврастеники с родителями и близкими людьми. Характерны беспокойный ночной сон с кошмарами и повторными пробуждениями, утренние голов­ные боли, жалобы на рассеянное внимание, плохую память.

При гипостеническом варианте преобладают утомляе­мость, плаксивость, вялость, сонливость. Ночной сон не приносит бодрости. Постоянная головная боль, многооб­разные соматические жалобы (сердце, желудок и т.д.). Для обоих вариантов неврастении у подростков характерна ве- ж гетативная лабильность (колебания давления и пульса, го­ловокружение, тошнота, кишечные спазмы и пр.).

Причиной неврастении особенно часто бывает неудача при достижении субъективно значимой цели. Факт пере­утомления имеет подчиненное значение, поскольку даже длительный отдых не ведет к выздоровлению. Невроз обыч­но не развивается, если даже при очень больших усилиях успешно достигнута поставленная цель. Течение неврасте­нии затяжное (месяцы, иногда годы).   |

Невроз навязчивых состояний чаще всего развивает­ся у подростков с психастенической и сенситивнои акцен­туацией. В психогенезе невроза навязчивых состояний роль почвы (в частности, особенностей характера) особенно велика. Эти дети мнительны и эгоцентричны, тревожны и педантичны, честолюбивы и впечатлительны, стремятся к максимальным достижениям и в то же время не уверены в своих силах. Для формирования невротического комплек­са необходимы затяжные психотравмирующие ситуации: нарушение контактов, трудности в учебе, крах притязаний, череда неудач, неразрешимые конфликты, разлад в семье, серьезные соматические болезни родителей и т.д.

Подросток с описанным характерологическим премор- бидом особенно остро воспринимает столкновения с действительностью, угрозу семейному благополучию, бло­каду притязаний, возможность умереть и пр. Синдром навязчивости может проявляться в интеллектуальной сфере (мысли, представления, воспоминания), в эмоцио­нальной (страхи) и двигательной (движения, действия). Навязчивости возникают непроизвольно, больной сохраня­ет понимание чуждости, ненужности этих страхов, мыслей, действий, пытается бороться с ними. Преодоление навязчи­вости оставляет состояние дискомфорта, а реализация ее ве­дет к успокоению. Из навязчивых страхов (фобий) наиболее характерны для подростков страх заражения, загрязнения (мизофобия), острых предметов (оксифобия), навязчивые ипохондрические опасения (кардиофобия, канцерофобия и т.д.), боязнь публично покраснеть (эритрофобия) или по­вести себя неадекватно в ситуации, жестко регламентирую­щей поведение (например, на похоронах или в храме). Для подавления страхов вырабатываются навязчивые защитные ритуалы (движения, действия). Больные часто и подолгу моют руки, подсчитывают иголки, стараются не пользовать­ся ножом и вилкой и т.д. В основе большинства навязчивых страхов лежит страх смерти (танатофобия). Часто встре­чающиеся у детей боязнь темноты, одиночества, животных подросткам не свойственны.

Навязчивые движения и действия — это попытка симво­лически преодолеть неприятные обстоятельства, освобо­диться от гнетущей тревоги. Подростки часто прибегают к защитным ритуалам при приближении психотравмирующей ситуации. Например, чтобы учитель не вызвал к доске, необ­ходимо трижды прикоснуться носом к парте. Прерывание ритуала весьма тягостно для больного. Среди навязчиво­стей определенное место занимают контрастные мысли, представления, побуждения. К ним относятся появление дурных мыслей о человеке, глубоко уважаемом самим под­ростком, субъективно крайне неприятные представления об интимной жизни родителей и т.д. Несмотря на противо­речие этих мыслей истинным установкам личности и на их контролируемость, они формируют чувство вины и подав­ленности. Контрастные навязчивые состояния особенно ха­рактерны для впечатлительных и ранимых личностей.

Невроз навязчивых состояний имеет затяжное течение, но, несмотря на нередко мучительный характер пережи­ваний, больные остаются социально адаптированными. Наслоение новых психотравм способствует рецидивированию невроза.

Неприятие коллективом сверстников обусловливает пре­бывание в психологической изоляции, крайне болезненно переживаемой подростком. Ощущение разобщенности, одиночество могут стать источником невротических сры­вов. Частая смена школьного коллектива тоже может стать толчком к возникновению невроза. Необходимость каж­дый раз приспосабливаться к новым товарищам и учителям может постепенно истощить адаптационные возможности подростка, тем более что психотравмирующим фактором является и ломка сложившегося стереотипа.

Особенности переходного возраста, характеризующие­ся эмоционально насыщенными отношениями со свер­стниками, стремлением быть равноправным в коллективе класса, страхом быть отвергнутым, вместе с потребностью в самоутверждении, склонностью к самоанализу, «уходу в себя», стремлением к автономности, потребностью в неза­висимости, способствуют столкновению противоположных тенденций, внутреннему психологическому конфликту, спо­собному достичь степени невротического.

В возникновении и формировании невроза обычно принимают участие многие психотравмирующие обстоя­тельства, но у большинства лишь какое-то одно в силу его особой значимости для конкретного больного является неврозогенным фактором. Поиск причин невроза у под­ростков весьма трудная задача. Неопытный врач склонен проецировать на представленную ему ситуацию свои уста­новки, принципы, собственные конфликты и считать при­чиной невроза смерть бабушки, коммунальные склоки, пьянство отца и т.д., в то время как подросток может быть равнодушным к этим ситуациям, а истинная причина может оказаться вовсе не очевидной.

Клиническая картина неврозов у подростков приближа­ется к таковой у взрослых. Возрастное своеобразие окрашивает психогенные факторы. Кроме того, прослеживается определенная связь клинических форм с особенностями характера.

К группе психогенных заболеваний у детей, не до­стигающих психотического уровня, относят страхи. Причины невротических страхов — шоковые и субшоко- вые психотравмы, вызывающие острый испуг, и затяжные психотравмирующие ситуации (разлука с близкими, тя­желая болезнь родителей). Способствующие факторы — тревожно-мнительный характер, повышенная внушаемость, впечатлительность, а также чрезмерная опека с тревожными опасениями по поводу здоровья ребенка. Патопластически страхи связаны с психотравмирующей ситуацией. Дошколь­ники боятся животных, персонажей сказок и фильмов, драк и скандалов, «страшных дядек» и милиционеров. Младшие школьники боятся темноты, одиночества, разлуки с мате­рью. В препубертатном и пубертатном возрасте могут при­сутствовать страхи болезни и смерти, ипохондрические опасения. Чем ребенок младше, тем чаще страхи возникают после испуга, чем старше, тем чаще после затяжных психо­травмирующих ситуаций.

Клиническая картина неврозов у подростков соответству­ет классическим вариантам. Большинство отечественных и зарубежных авторов в личностном конфликте, реализую­щемся в неврозе, видят сочетание психогении и премор- бидных особенностей личности, причем в этиопатогенезе невроза, формировании его клинической картины, течении прогнозе роль социально-средовых и личностных факторов может быть разной в каждом отдельном случае.

Г.К. Ушаков и Н.Д.Лакосина, говоря о значении индиви­дуальности пациента, полагают общим для невротиков наличие у них аномалии характера. Большая распростра­ненность неврозов (15% состоящих на психиатрическом учете среди подростков) определяется тем, что большин­ство подростков заболели, еще будучи детьми. В возникно­вении неврозов у подростков и формировании клинических проявлений находят отражение особенности переходного возраста.

Среди неврозогенных факторов у подростков значитель­ное место занимает неблагоприятная ситуация в семье. Среди прочих следует назвать неправильное воспитание, патологию характера, асоциальное поведение, алкоголизм одного или обоих родителей, угрозу развода, дезорганиза­цию семьи, совместное проживание разведенных родите­лей, хронические заболевания у родных с угрозой смерти, хроническую ревность к брату или сестре и т.д.

Из типов неправильного воспитания наиболее патоген­ными являются те, в которых в той или иной форме нали­чествует отвержение ребенка родителями. Родительское отвержение «приводит ребенка к постоянному, гнетуще­му чувству безнадежности и неудовлетворенности собой. Находясь в непрекращающейся погоне за тем, чтобы убла­готворить родителей, и не получая одобрения, он пере­стает верить в свои силы и постоянно переживает чувство вины» (Д.Н. Исаев), вырабатывается комплекс неполно­ценности с тревожностью, мнительностью, склонностью к аутоагрессии.

Неблагоприятным в плане возникновения невротиче­ских комплексов является гиперсоциализирующее воспи­тание (разные виды гиперпротекции). Оно порождается тревожной мнительностью родителей в отношении здоро­вья ребенка, его статуса среди сверстников, успехов в учебе, характеризуется чрезмерной озабоченностью будущим ребенка, стремлением к раннему многопрофильному обу­чению. Сверхзабота со стороны родителей, информацион­ные перегрузки приводят к пассивности, подчиненности, зависимости, неумению адаптироваться, развитию чувства неполноценности, школьным фобиям и другим невротиче­ским формам реагирования (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев).

При воспитании по типу повышенной моральной ответственности подросток поставлен перед необходимо­стью прекрасно учиться или следить за младшим братом, ухаживать за больной бабушкой или показывать высо­кие спортивные результаты. Чувство ответственности по­стоянно эксплуатируется, и, находясь долго под таким непосильным бременем, подросток, особенно наделенный тревожно-мнительным характером, может отреагировать невротическим расстройством.

Противоречивое воспитание с противоположными тре­бованиями к подростку может истощить его возможности к адаптации и также привести к возникновению невроза.

Среди «неврозогенных» заметное место в пубертатном возрасте занимают ситуации, непосредственно связанные со школой. В их числе неспособность справиться с учеб­ной нагрузкой, неблагожелательное отношение учителя, неприятие сверстниками, смена школьного коллектива. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени, особенно у инфантильных или сома­тически ослабленных подростков, могут привести к утом­ляемости, раздражительности, расстройствам сна и другим невротическим проявлениям вплоть до истерических рвот и регрессивных реакций в виде энуреза и энкопреза. Несправедливо заниженные оценки, злоупотребление пло­хими отметками, а в еще большей мере унижение досто­инства, оскорбительные удары по самолюбию подростка могут привести не только к протесту, но и к состоянию тревожного ожидания, неуверенности в себе, подавленности и многообразным невротическим состояниям.

Новости медицины

Рассматривая статины?

Много миллионов человек в мире принимают статины, но исследования показывают, что только 55% из тех, кому рекомендуется принимать статины, принимают их. Это большая проблема, потому что исследования также показывают, что те из группы...

Высокое АД во время беременности может повлиять на сердце женщины в долгосрочной перспективе

Связанное с беременностью высокое кровяное давление может привести к долгосрочным сердечным рискам, показывают новые исследования.

Отмена приема опиоидов по рецепту имеет болезненные последствия для пациентов

Кэролин Консия, столкнулась с более серьезными последствиями репрессий против назначения опиоидов, когда узнала, почему сын ее подруги покончил с собой в 2017 году.

Психическое заболевание не является причиной массовых расстрелов

Новое исследование показывает, что психические заболевания не являются фактором большинства массовых расстрелов или других видов массовых убийств.




Тесты для врачей

Наши партнеры