Напишите нам

Поиск по сайту

 

Врачебные ошибки, их частота, характер, причины, являясь разделом медицинской эрологии, издавна все чаще служат объектом анализа и изучения со стороны - экспертов страховых компаний,  руководителей здравоохранения и реже - психологов. (В.А.Фиалко, 1991; Е.В.Ершова, 2001; М.Д.Петраш, 2001).

Так, по нашим данным средний процент ошибок составляет: диагностические - 4,0%, лечебных - 10%, тактических - 14%.

При знакомстве с литературой обнаружилось, что наиболее изучены вопросы происхождения врачебных ошибок в условиях стационара и поликлиник. На этапе СМП, с ее спецификой работы в условиях 3-х дефицитов: времени, информации и ресурсов, а также стрессового характера работы, сложная природа медицинских ошибок наименее изучена и недостаточно освещена в трудах по ургентной медицине.

Определенный вклад в разработку данной проблемы внесли эрологические исследования, проводимые на СМП г.Екатеринбурга в течение 12 лет (1991-2003 гг.)  В.А.Фиалко: о влиянии различных факторов, в том числе психологических, на происхождение ошибок в лечебно-диагностической деятельности врача СМП, отраженных в классификации автора. Они делятся на 2 основные группы:

  • I гр. Факторы. неизбежно приводящие к возникновению ошибок (12,1%) (работа не по специальности,  профессиональное несоответствие должности, искаженная информация о болезни со стороны больного, другого врача)
  • II гр. Факторы, предрасполагающие возникновению ошибок (87,9) (ситуационные,  гносеологические, психологические, методологические, этапные, организационно-методические, методологические, этико-деонтологические).

Изучение роли объективных и субъективных причин в происхождении ошибок показало, что на долю субъектвных  приходится  13% от общего числа ошибок. Наибольшим провоцирующим влиянием отличаются факторы I группы. В частности, профессиональный фактор,  неизбежно (неотвратимо) приводящий к возникновению грубых ошибок у врачей т.н. “нерентабельных” для СМП профессий (“узкие” специалисты,  патоморфологи, анестезиологи, бывшие военные врачи), ранее не работавших на догоспитальном этапе, и (или) неспособных освоить профессию врача СМП.

Среди факторов II группы,  предрасполагающих к возникновению ошибок, - обращают на себя внимание:  1) чисто психологические (сложный характер врача, профессиональный снобизм); 2) смешанные, профессионально-психологические (перемена места, профиля работы, должности)

Среди них важное значение придается характерологическим особенностям личности врача, напрямую связанных с его профессиональной пригодностью для работы в специфических условиях СМП, и предрасположенностью к так называемой  профессиональной деформации личности врача:  “Отравление людьми”  по выражению И.Харди  и эмоциональному  “выгоранию” личности (по голланд.,1982) или иной форме нарушения эмоционального равновесия.

Так, например, в начале 60-х годов в г.Екатеринбурге был проведен своеобразный эксперимент.  В летний период на работу в СМП была направлена группа врачей терапевтов и хирургов из стационаров и поликлиник, ранее не работавших в условиях СМП. Каждый из них допустил ряд грубых тактических и диагностических ошибок  превосходивших по частоте  и тяжести  дефекты постоянно работающих врачей СМП за короткий промежуток времени, несмотря на солидный стаж работы, наличие 1 и высшей аттестационной категории  и специально проведенный предварительно инструктаж по скорой помощи. Таким образом, эксперимент с передислокацией врачей других специальностей на “чужеродную” почву без предварительной психологической подготовки и стажировки окончился неудачно.

В связи с этим мы сосредоточили внимание  на изучении психологических особенностей личности врача СМП.

Была выдвинута рабочая гипотеза: сочетание определенных качеств личности врача может повлиять на принятие им неверного решения и привести к возникновению ошибки.

В рамках данной гипотезы были подобраны опросные методики, наиболее подходящие для психологического исследования личности в условиях дефицита времени врача. При этом, внимание исследователя было обращено:

  • 1) На умение слушать.
  • 2) На адекватность самооценки.
  • 3) На стратегию поведение  в конфликтных ситуациях.
  • 4) На уровень субъективного контроля.

Назад в раздел

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры