Лабораторными признаками активности пиелонефрита явля­ются уровни креатинина и мочевины в крови, показатели клини­ческого анализа мочи и крови, степень бактериурии. Повышение уровня креатинина в крови, лейкоцитоз и пгшочкоядерный сдвиг лейкоцитарной формулы свидетельствуют об активности пиело­нефрита. Лабораторные и клинические показатели, прослеженные в динамике, позволяют оценивать эффективность антибактериаль­ной терапии. Необходимо еще раз подчеркнуть, что восстановле­ние естественного пути мочеиспускания у больного с цистостомой допустимо только после полной регрессии клинико-лабораторньгх признаков активности мочевой инфекции и пиелонефрита.

Травма мочевого пузыря при операциях на органах брюшной полости и таза. Клиническими проявлениями повреждения мо­чевого пузыря, возникшего в ходе оперативного вмешательства на органах брюшной полости и таза, являются симптомы нарушения анатомической целости пузыря, а в случаях нарушения иннервации и кровоснабжения — только признаки контузии пузыря. Случайная травма мочевого пузыря наблюдается при нижнесрединной лапа-ротомии, грыжесечении, оперативном вмешательстве на прямой кишке, но чаще во время акушерских и гинекологических опера­ций. Непредвиденное оперативное вскрытие мочевого пузыря мо­жет произойти во время выделения грыжевого мешка, когда чрез­мерное потягивание за брюшину вовлекает в последний край моче­вого пузыря. Растяжение мочевого пузыря, наблюдаемое у пожилых больных с инфравезикальной обструкцией на почве аденомы пред­стательной железы, предрасполагает к возникновению цистоцеле, поэтому у больных старше 60 лет в процессе пахового грыжесечения резко возрастает риск повреждения мочевого пузыря.

Травма мочевого пузыря часто наблюдается у мужчин во вре­мя оперативного вмешательства на прямой кишке по поводу рака.

Анатомически близкое прилегание дна мочевого пузыря и предста­тельной железы к передней стенке прямой кишки предопределяет реальную возможность травмы мочевых путей в ходе экстирпации и резекции последней. Мочевой пузырь и предстательная железа анатомически плотно спаяны с передней стенкой прямой кишки, между которыми находится тонкий листок дубликатуры первичной брюшины — апоневроз Денонвиллье (Ch.P. Denonvillier).

Опухоль прямой кишки, прорастающая всю толщу ее стенки, плотно спаивается с окружающими органами и тканями, что может повлечь за собой травму мочевого пузыря во время радикальной операции.

Повреждение мочевого пузыря у женщин вследствие оператив­ного вмешательства на прямой кишке практически не встречается, так как непосредственно к прямой кишке прилежат матка и влага­лище. Эта особенность топографии тазовых органов у женщин обу­словливает высокую частоту травмы мочевого пузыря в оператив­ном акушерстве и гинекологии. Тяжелым осложнением ятрогенной травмы мочевого пузыря у женщин является ггузырно-влагалищньгй свищ, лечение которого до настоящего времени является трудной задачей.

Травме мочевого пузыря во время оперативных вмешательств способствуют измененные топографоанатомические соотношения органов малого таза, возникающие из-за множественных миоматоз-ных узлов матки. Угроза ятрогенного повреждения возрастает, ког­да приходится отделять низко расположенные миоматозные узлы в шейке матки от мочевого пузыря, что может осложниться вскры­тием его полости. Длительное сдавление стенки мочевого пузыря опухолевыми узлами приводит к истончению детрузора и снижению толерантности тканей к воздействию травмирующего фактора.

После гинекологических операций могут наблюдаться симпто­мы контузии мочевого пузыря, обусловленные грубым манипули­рованием и сдавлением последнего хирургическими инструмента­ми. Указанные факторы вызывают кровоизлияние под слизистую оболочку, нарушение иннервации и дисфункцию мочевого пузыря. Такие осложнения часто имеют место после расширенной гистерэк­томии по поводу рака и не требуют оперативной коррекции. В по­слеоперационном периоде в таких случаях отмечаются гематурия, частые и болезненные позывы к мочеиспусканию и даже задержка мочи, что требует повторных катетеризации мочевого пузыря, анти­бактериальной и патогенетической терапии.