Невротическое заикание возникает в прямой связи с психической травматизацией как проявление системного речевого невроза. Критериями невротического заикания являются:

  • Несомненная связь с острой или хронической психо- травматизацией, определяющей острое или постепен­ное начало заикания.
  • Выраженная динамичность невротического заикания с чередованием обострений и улучшений при отчетли­вой связи ухудшения с эмоциональным напряжением, повторными психотравмами и пубертатным периодом.
  • Отчетливая связь состояния речи с ситуацией (усиле­ние заикания в школе, общественных местах, перед не­знакомыми людьми, при фиксации внимания на речи).
  • Преобладание тонического компонента речевых судорог.
  • Невротическое переживание дефекта речи, часто со страхом ответа у доски, публичного выступления.
  • Вторичные подавленность, неуверенность, стремление к уединению.

Невротическое заикание возникает после сильного эмо­ционального потрясения, в связи с агрессией со стороны животного или человека, при падении с высоты или в воду, в катастрофах (ДТП, пожар), при угрожающем поведении взрослых, то есть при внезапном задействовании инстинкта самосохранения. Способствовать появлению заикания мо­жет неблагоприятный «речевой климат» в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп речевого разви­тия, резкой смены требований к речевой деятельности или просто чрезмерной требовательности родителей к речи ре­бенка. Определенная роль в патогенезе некоторых ранних случаев заикания принадлежит механизму фиксации физио­логических задержек и запинок речи при ее становлении, но в целом патогенез заикания изучен мало. Динамика заика­ния разнообразна.

Начальный этап может протекать в форме острой не­вротической реакции, которая возникает по выходе из аффективно-шоковой реакции, связанной с сильным ис­пугом, особенно в случаях реактивного мутизма. При длительных психотравмирующих ситуациях, а также при неблагоприятном речевом климате начальный этап про­является эпизодическими запинками в речи. Далее может наблюдаться либо обратное развитие заикания, либо его фиксация на основе закрепления. Развивается логоневроз, в структуру которого помимо заикания входят астенические, фобические, субдепрессивные компоненты.

Течение волнообразно с усилением заикания при любых психотравмах или при эмоциональном напряжении, на­пример в начале школьного обучения, во время экзаменов. Усиление заикания возможно в подростковом возрасте в связи с обострением реакции личности на дефект речи. В этом возрасте усиливается логофобия, может быть снижен­ным настроение.

Таким образом, невротическое заикание имеет затяж­ное рецидивирующее течение. В постпубертатном возрасте прослеживается тенденция к сглаживанию и даже исчезно­вению заикания. В отличие от невротического заикания, при неврозоподобном заикании резидуально-органического происхождения наблюдается постепенное развитие заика­ния на фоне задержки речевого развития (замедленном его темпе, косноязычии). Нет указаний на психотравмы, предшествующие заиканию. Клонический компонент пре­обладает над тоническим. Реакция личности на дефект от­сутствует вплоть до пубертатного возраста. Отмечается органический психический фон, нередко рассеянная невро­логическая симптоматика. Возможны органические измене­ния на электроэнцефалограмме, признаки гидроцефалии на рентгенограмме черепа.

Динамика неврозоподобного заикания отличается моно­тонностью, отсутствием резких колебаний в интенсивности заикания, свойственных невротическому заиканию, ухуд­шением состояния речи при инфекциях и др. соматических болезнях. При спотыкании (poltern) нет расстройства речи судорожного характера, а есть расстройства темпа и ритма речи (ускоренная, неравномерная по ритму, захлебывающа­яся речь) с нарушениями артикуляции (смазанность речи).

При спотыкании основная роль отводится остаточным яв­лениям органического поражения головного мозга.