Винер не разделял теорию трех генов Фишера - Рейса, оставаясь последо­вательным приверженцем концепции одного гена. Не признал он и кроссин-говер. Действительно, при наличии одного гена кроссинговер маловероятен. Убежденность, с которой Винер отстаивал свои взгляды, побуждает критически отнестись к рассмотрению этого вопроса.

Легко приняв на веру подкупающую простотой теорию Фишера - Рейса, мало кто из специалистов, кроме Винера, подверг ее серьезной перепроверке. Прокоп и Геллер в фундаментальном труде «Группы крови человека» [90] пи­шут, что Винер критиковал теорию кроссинговера, неоднократно проверяя ее по таблицам популяционно-генетических исследований и не находя в них под­тверждения ожидаемого кроссинговера. Напротив, некоторые позиции противо­речили теории Фишера.

По мнению Рейса [544], на кроссинговер указывали лишь единичные наблю­дения, из которых трудно было сделать однозначное заключение о существова­нии этого феномена.

В концепции Типпетт также нет места кроссинговеру. Трудно ожидать пере­креста двух расположенных рядом тесно сцепленных локусов. При таких усло­виях более вероятны делеции, мутации и конверсии.

Как и любое теоретическое построение, рассмотренные выше 3 генетиче­ские теории - это лишь предположения, попытки систематизировать, объяснить экспериментальные данные, исходя из представлений того времени.

Сегодня можно высказать суждение (ни в коей мере не подвергая сомнению теорию Фишера), что порядок расположения генов RHможет соответствовать последовательности D-E-Crэто ничего не меняет на фенотипическом уров­не. Кроссинговер (если он в системе Rh происходит) может дать такие же соче­тания антигенов при последовательности генов D-E-C, как и при последова­тельности D- С-Е (см. рис. 4.2). Последовательность генов С - D- Е также ничего не меняет в Rh-фенотипе человека, если допустить возможность выбо­рочной конверсии генетического материала при мейозе.

Гаплотип cDeвстречается в 10-13 раз чаще у негроидов, чем у европеоидов (42,3 и 3,2 % соответственно [108]). Если бы гаплотип cDeявлялся результатом кроссинговера, как полагал Фишер, то частота гаплотипов Cde, cdE, CDEи CdEтакже должна быть существенно выше у негроидов, чем у европеоидов. Однако в действительности частота указанных гаплотипов у представителей этих двух рас приблизительно одинакова. Тем не менее идея Фишера о том, что редкие га-плотипы образуются посредством кроссинговера частых гаплотипов, признает­ся всеми исследователями как весьма элегантная, и если кроссинговер не был до сих пор убедительно доказан, то он и не был полностью опровергнут.

Теоретические построения Типпетт, при всей их оригинальности, также не могут рассматриваться как истина в последней инстанции. В них много допу­щений. Не ясно: почему чаще образуются антитела анти-С, анти-с, анти-Е и анти-е, чем антитела анти-се, анти-Се, анти-сЕ и анти-СЕ, хотя обе группы ан­тител стимулированы, как полагает Типпетт, одним полипептидом? Почему так часто образуются несепарируемые анти-ЭС-антитела, если антигены D и С находятся на разных полипептидах? Почему чаще вырабатываются анти-DE-антитела, чем анти-Е, но реже, чем анти-DC? Винер объяснял это существова­нием двух агглютиногенов: Rho' (DC) и Rho" (DE), которые встречаются с раз­ной частотой. По мнению Фишера, это объясняется тем, что гены D и £, а зна­чит и антигены D и Е, дальше отстоят друг от друга, чем D и С, поэтому веро­ятность образования анти-ОС-антител выше, чем анти-DE. С позиций концеп­ции Типпетт образование комбинированных антител анти-DC и анти-DE мож­но объяснить, допустив, что эпитопы Rh мозаично переплетены на поверхности эритроцитов в виде близкорасположенных пар DC и DE.

Концепция двух генов пока еще осмысливается иммуносерологами, привык­шими оперировать категориями Винера, Фишера и Рейса. Если антитела анти-се, анти-Се, анти-сЕ и анти-СЕ определяют продукты гена RHCE, то почему ан­титела анти-DC и анти-DE не могут свидетельствовать о существовании гена RHDCEс аллелями DCи DE, подобно тому, как считал Винер?

Пока ответом на этот вопрос служит открытие двух разных протеинов, несу­щих антигены D и СЕ. Однако не исключено, что в ближайшем будущем могут быть найдены протеины, несущие одновременно специфичность D и С, D и Е. Гибридные гены DC-D/D-DC, продуцирующие необычные иммунодоминант-ные протеины, известны. Вместе с тем следует признать, что теория двух генов представляет несомненный прогресс в иммуносерологии и весьма перспектив­на для дальнейших молекулярно-биологических изысканий.

Как справедливо указывают Issitt, Anstee [374], дискуссия относительно трех генетических теорий системы резус далека от завершения. Однако эта дискуссия не содержит антагонистических противоречий. Как первая, так и вторая, и тре­тья теории не противоречат практике и вполне устраивают иммуносерологов, су­дебных медиков, генетиков и других специалистов. Различаясь по форме, эти кон­цепции никак не сказываются на интерпретации результатов фенотипирования при использовании конкретных тестовых реагентов. В этих теориях практически все позиции общие, за исключением количества детерминирующих генов.

Номенклатура Фишера - Рейса не противоречит номенклатуре Винера, так как опирается на одни и те же факты (обе исследовательские группы, Рейса в Англии и Винера в Америке, обменивались найденными сыворотками и сопо­ставляли полученные результаты). Концепция Типпетт никаких изменений в су­ществующую номенклатуру не внесла.

И все-таки, может быть, более всех прав Винер, и наблюдаемое разнообра­зие фенотипов резус, несмотря на национальные и расовые особенности, обе­спечивается одним геном? Многочисленных воздействий на дистанции «фор­мирование гена —i ген —> готовый продукт» в виде кроссинговера, конверсии, мутации, делеции, пространственного взаимовлияния генов друг на друга и всего, что может воздействовать на кодирующую ДНК и синтез полипептидов более чем достаточно, чтобы обеспечить существующее разнообразие. Вряд ли для этого нужно 3, а тем более 50 генов, достаточно одного. Теория Типпетт по­строена в унисон теории Винера. Она по сути представляет собой возврат от те­ории трех генов или более к теории одного гена.