Как изменяется система ГР/ИФР-1 при старении?

Старение сопровождается значительным снижением числа и амплитуды секре­торных импульсов ГР. После 30 лет постепенно уменьшается и уровень ИФР-1 в сыворотке. К 65 годам концентрация ИФР-1 у большинства людей приближается к нижней границе нормы для здоровых молодых лиц или даже опускается ниже ее.

Эти сдвиги обусловлены, по-видимому, изменениями на более высоком (надгипофизарном) уровне, поскольку хроническое введение соматолиберина и/или других стимуляторов секреции ГР в значительно степени препятствует снижению его уров­ня. Причина уменьшения активности системы СТГ/ИФР-1 неясна, хотя ее можно связать с возрастными изменениями секреции соматолиберина, соматостатина или грелина. Грелин, по-видимому, является природным лигандом рецепторов, опосре­дующих действие стимуляторов секреции ГР.

Связано ли снижение активности системы ГР/ИФР-1 с возрастными изменениями состава и функций организма?

Многие изменения состава организма при старении можно было бы отнести на счет снижения уровней ГР/ИФР-1. Действительно, многие характерные для старе­ния физиологические сдвиги сходны с теми, которые наблюдаются при дефиците ГР. К ним относятся:

  • уменьшение безжировой и мышечной массы
  • снижение силы и аэробной емкости
  • избыточное накопление общей жировой массы и отложение жира в области живота и в брюшной полости
  • высокая частота метаболического синдрома
  • уменьшение массы и плотности костной ткани
  • уменьшение или отсутствие длинноволновых стадий сна
  • высокая частота депрессий.

Обратимы ли эти сдвиги при заместительной терапии ГР?

Большинство этих сдвигов действительно исчезает при заместительной терапии ГР. Недавно показано, что введение как ГР, так и соматолиберина пожилым людям приводит к повышению уровня ИФР-1 и безжировой/мышечной массы, а также уменьшает общее содержание жира и его отложения на животе и в брюшной полос­ти. Однако изменения силы мышц, работоспособности и плотности костной ткани доказаны не были.

Влияет ли экзогенный ГР на активность эндогенной системы ГР/ИФР-1?

Экзогенный ГР, по всей вероятности, оказывает наибольшее действие на головной мозг. Пожилые люди испытывают недостаток сна и чувствуют усталость в течение дня. Это может быть следствием практического исчезновения длинноволновых стадий сна (стадий 3 и 4). Интересно, что периоды длинноволнового сна у молодых
лиц точно совпадают с ночными пиками секреции ГР. Действительно, экспериментальные данные и некоторые клинические наблюдения указывают на то, что введение соматолиберина восстанавливает импульсную секрецию ГР и удлиняет стадии длинноволнового сна. В недавнем сообщении отмечено также, что хроническое вве-
дение соматолиберина улучшает когнитивные функции, особенно скорость восприятия и психомоторных процессов, а также краткосрочную память.

Каковы отрицательные эффекты экзогенного ГР?

При введении ГР (но не соматолиберина) наблюдались, гинекомастия, отеки, а также нарушение толерантности к глюкозе, инсулино-резистентность и остеоартрит. Возможность увеличения риска некоторых видов рака (молочной и предстательной железы) остается недоказанной. Хотя наиболее адекватные дозы ГР, ГРРГ или средств, стимулирующих секрецию ГР, еще не опре­делены, можно полагать, что для существенного увеличения сил и работоспособно­сти в пожилом возрасте одного только добавления гормонов недостаточно, и необ­ходимы дополнительные стимулы (например, физические нагрузки). Тем не менее возможность использования экзогенных гормонов, особенно для профилактики ос­теопороза и ускорения заживления переломов шейки бедра, остается в центре вни­мания клиницистов.

Назад в раздел