Из опыта американских коллег.

Как проводят профилактику ошибок медработников?

Для профилактики ошибок медработников проводят активные упреждающие мероприятия, чтобы уменьшить риск причинения вреда здоровью и финансового ущерба пациенту, а также предотвратить случаи профессиональной ответствен­ности медработников. Ключевое значение для эффективной профилактики оши­бок в отделениях неотложной помощи имеют обеспечение высокого качества ухода за больными и эффективная система перевода больных в профильные отделения. В большинстве случаев причиной причинения ущерба пациентам оказываются ошибки организации медицинской помощи, которые либо непосредственно причи­няют пациенту вред, либо создают условия для совершения ошибок персоналом.

Когда ущерб нанесен, целью системы профилактики ошибок становится смягчение его выраженности, чтобы уменьшить вероятность возбуждения против медицинс­кого работника судебного дела.

Опишите понятие халатности медработника.

Халатность медработника — это ненадлежащее исполнение им профессиональных функций или недостаток квалификации. Халатность при уходе за больным наиболее часто оказывается основанием для предъявления исков медицинским работникам. Халатностью при уходе за больным называют действие или бездействие, причиняю­щее пациенту вред. При этом необходимо соблюдение четырех условий: (1) наличие обязанности, (2) неисполнение обязанности, (3) причинная связь, (4) ущерб/вред. Чтобы предъявить медработнику иск, необходимо установить сочетание всех четы­рех элементов ситуации.

Опишите понятия «стандарт оказания медицинской помощи» и «полнота исполнения стандарта оказания медицинской помощи».

Обязанность и неисполнение обязанности оценивают, сравнивая со стандартом оказания медицинской помощи. Юридически стандарт оказания медицинской по­мощи — это степень полноты оказания медицинской помощи, которую проявляет квалифицированный медицинский работник в таких же или сходных обстоятельс­твах. Критерий «полноты оказания медицинской помощи» требует сравнить дейс­твия медработника в рассматриваемой ситуации с профессиональными стандартами (например, стандартами, опубликованными Ассоциацией медсестер отделений неот­ложной помощи — Emergency Nurses Association [ENA]). Кроме того, для оценки не­обходимой полноты оказания медицинской помощи используют правила, процедуры и протоколы, применяемые в конкретном лечебном учреждении, а также стандарты, выработанные сертифицирующими организациями, например Объединенной комиссией по аккредитации лечебных учреждений — Joint Commission on Accreditation of Healthcare Organizations (JCAHO). На судебных процессах медицинские сестры-эксперты подтверждают степень полноты оказания медицинской помощи с точки зрения опытного медицинского работника в обстоятельствах, аналогичных тем, в ко­торых оказался обвиняемый работник.

Как закон относится к обстоятельствам, не зависящим от медработника?

Закон учитывает, что медработник не может контролировать некоторые обсто­ятельства и поэтому может быть освобожден от ответственности за них. В ОНП неисполнение профессиональной обязанности в большинстве случаев допускают, если поведение пациента неадекватное, агрессивное или оскорбительное по отно­шению к медработнику или другим людям. Эти обстоятельства возникают по вине пациента.

Что происходит в случаях, когда медработник может контролировать обстоятельства?

Закон не смягчает ответственности за обстоятельства, созданные медработником. Хорошей иллюстрацией этого может быть случай отсутствия медсестры рядом с па­циентом, нуждающимся в помощи, например, если медсестра оставила его по личной потребности. При большом потоке больных в ОНП устроить перерыв в работе часто оказывается невозможно в течение многих часов. Если медсестра оставила пациента, нуждающегося в помощи, без наблюдения, официально не передав его под наблю­дение другого медработника, и за время ее отсутствия больной пострадал, то закон чаще всего признает медсестру виновной. Право медработника на отдых при остав­лении больного без наблюдения не является оправданием.

Является ли халатностью оставление без наблюдения какого-либо пациента, если причиной этому стало оказание неотложной помощи другому пациенту?

Для сотрудников ОНП ситуация, при которой в неотложной помощи нуждают­ся несколько больных, создает правовые взаимоисключающие условия (ситуация «поправки 22» из одноименной книги). К сожалению, если пациент пострадал из-за отсутствия медработника, даже если тот оказывал помощь другому больному, то закон признает действия медработника халатностью в связи с оставлением больно­го, нуждающегося в помощи. Профилактика ошибок при этой дилемме заключается в организации тесной коллективной работы и общения всех медработников и сотруд­ников ОНП во время дежурства. Медработники ОНП должны руководствоваться принципом «Каждый пациент — это пациент каждого из нас». Для предотвращения подобных юридических осложнений необходимо тонкое, но постоянное перераспре­деление обязанностей между сотрудниками и ресурсов ОНП.

Назад в раздел