Факторами, способствующими возникновению разных форм отклоняющегося поведения, в том числе и наркоти­зации, являются семейное неблагополучие, неадекватное воспитание, особенности характера и свойственные под­росткам формы поведения. Психологическая напряжен­ность в семье, конфликты между родителями, как правило, идут рука об руку с неправильными типами воспитания. Дети в этих семьях не только не чувствуют тепла и сер­дечного внимания к себе, но зачастую живут в обстановке эмоционального отвержения и безнадзорности. Социально дезадаптированными могут оказаться подростки, вос­питывающиеся в условиях не только гипо-, но и гиперпро­текции. И в том, и в другом случае дезадаптация, вызванная семейным неблагополучием, может вывести подростка на ситуации, в которых знакомство с наркотиком становится почти неизбежным. Весьма полезны на этом этапе нарко­настороженность родителей и педагогов, усвоенный ими с помощью медиков психонаркологический минимум, умение распознать наркотическое опьянение.

Тип личности подростка определяет мотив интереса к наркотикам. Легко адаптируясь в асоциальной компании, жизнелюбивые гипертимы в стремлении получить все ра­дости от жизни без колебаний принимают наркотики. Предпочитают гашиш, эфедрин. Мотивом употребления наркотиков шизоидными подростками является возможность облегчить контакт со сверстниками. Шизоидные под­ростки увлекаются восточной философией и религией и образуют группу риска по употреблению гашиша и опиатов. Часто прибегают к употреблению наркотиков эпилептоид- ные подростки, предпочитая опиаты, барбитураты, транк­вилизаторы. Легко формируется наркомания у подростков неустойчивого типа. Мотивом поведения неустойчивых личностей (в том числе наркотизации) служит жажда но­вых впечатлений и удовольствий. Конформные подростки употребляют наркотики, солидаризируясь с большинством группы, желая не отстать от товарищей. Истероидные лич­ности могут преувеличивать факты наркотизации, расска­зывают об огромных дозах наркотиков, якобы имевших место приемах ЛСД, героина, кокаина. Для того чтобы по­казать себя бывалыми наркоманами, делают себе татуиров­ки соответствующего содержания и пр. В действительности клинические наркоманы среди истероидных подростков встречаются нечасто, что может быть объяснено прису­щими им трусоватостыо и достаточно «нежным» к себе от­ношением. Подростки сенситивного и психастенического склада наркотики обычно не употребляют. Все вышеупо­мянутое мотивы, а базовые причины наркотизации, как и пьянства, — бездуховность, безделье и неумение себя занять.

В формировании наркомании прослеживается несколь­ко этапов. После отдельных эпизодов употребления разных «психоактивных» веществ подросток, стремясь испытать новые ощущения, ищет новые наркотические вещества и начинает отдавать предпочтение излюбленному наркоти­ку, дающему наиболее приятные ощущения. Происходит переход от полинаркотизма к мононаркотизму. При появле­нии психической и физической зависимости от наркотика микросоциальные факторы, во многом определяющие тип наркотика, ритм его приема, перестают играть существен­ную роль, и в динамике наркомании отражаются присущие ей закономерности.

Первым наркотиком, к которому прибегают подростки, чаще всего бывает гашиш, как более доступный и «безобид­ный». Курят его обычно в группе, сочетая иногда с алкоголем. Иногда при наличии опытного друга-наркомана подростки начинают наркотическую карьеру с употребления опиатов. Наблюдается увеличение ассортимента употребляемых ве­ществ, формирование стереотипа употребления; наркотиза­ция становится элементом образа жизни и тесно связана с групповыми стандартами поведения. Прием наркотиков на этом этапе имеет целью оживить общение, умножить удо­вольствие от прослушиваемой музыки. Подростки делят­ся впечатлениями друг с другом о пережитых состояниях. Престижным считается знакомство с мощным наркотиком.