Описанные в 1906 году М. Фридманом пикнолептические или ретропульсивные припадки возникают у детей от 6 до 12 лет на фоне инфантильно-грацильного телосло­жения или диэнцефального ожирения, чаще у девочек. Это очень частые (десятки и сотни в день) кратковременные и поверхностные изменения сознания без судорог с ритмиче­скими движениями головы назад, чуть заметным выгибани­ем тела назад, сочетанными отведениями глаз кверху. Для этих детей характерна не эпилептическая, а скорее хрупкая невротическая психическая структура с эмоциональной неустойчивостью, впечатлительностью. На электроэнце­фалограмме, как и при малых припадках, — пик-волна 3 в секунду. Пикнолептические абсансы легко провоцируются гипервентиляцией — «припадок лежит близко». Личность и интеллект сохранны. Несмотря на многократные «задум­ки» материал урока усваивают и в целом неплохо учатся. В 70% случаев к половому созреванию наблюдается спон­танное выздоровление. У одной трети пациентов пикно- лепсия — лишь пикнолептоподобное начало эпилепсии, в дальнейшем присоединяются судорожные приступы.

Наиболее многочисленная и полиморфная группа дет­ских пароксизмов — изолированные или абортивные ауры (описано около 340 их разновидностей). Различают моторные, сенсорные, вегетативные и психические ауры. Эпилепсия поначалу может проявляться только в аурах, ко­торые могут опережать судорожные проявления на 5-6 лет, и тогда они должны расцениваться как припадки. Среди абортивных аур особенно важны для диагностики эпилеп­сии в начале болезни: эпигастральные — внезапные, крат­ковременные боли или неприятные ощущения в животе, нередко с чувством тошноты, подкатывающейся кверху и другими вегетативными проявлениями; сердечные — вне­запные сердцебиения или «замирания» сердца с чувством страха; вестибулярные — внезапные и кратковременные го­ловокружения с тошнотой и рвотой. Абортивные ауры часто просматриваются, диагноз ставится post factum. Характер ауры важен для топической диагностики: чем больше со­держание ауры наполнено аффективно-галлюцинаторными и другими психопатологическими переживаниями, тем эпи­лептический очаг ближе к височной доле мозга.

Импульсивные (миоклонические) припадки чаще встречаются у детей 10-12 лет. Это внезапное мгновенное симметричное вздрагивание, воспринимаемое как удар или толчок в мышцах плечевого пояса и рук. Приступ двусто­ронний, может охватить все тело. Если захватывает ноги, то ребенок падает. Сознание утрачивается лишь при продол­жительных сериях («залпах») миоклонических припадков. Миоклонические приступы могут возникать ночью, во сне, но чаще утром после сна. Яркий свет и резкий звук могут спровоцировать миоклонический приступ. На электро­энцефалограмме — билатерально «полипик-волна» до 2 в секунду.

Миоклонические припадки надо отличать от миоклонус- эпилепсии Унферрихта — Лундборга, которая начинает­ся в том же возрасте. Миоклонус-эпилепсия начинается с больших судорожных припадков, и лишь впоследствии к ним присоединяются клонические подергивания в конеч­ностях, носящие неритмичный беспорядочный характер. Судороги захватывают лишь часть мышц и конечности, не меняют локализации как при миоклоническом приступе. Миоклонические припадки обычно экзогенной природы, а миоклонус-эпилепсия — наследственное семейное забо­левание и ведет к гораздо более глубокому психическому распаду.