Неврозо- и психопатоподобными расстройствами может дебютировать чаще постепенно, реже подостро начинаю­щаяся непрерывнотекущая шизофрения. Неврозоподобные проявления, которые формально можно было бы назвать навязчивыми, астено-ипохондрическими, возникают обыч­но на фоне уже ранее появившихся отгороженности, раз­дражительности, изменившихся отношений в семье.

Клиника шизофренических навязчивостей не тожде­ственна их классическим описаниям. Навязчивый синдром при шизофрении монотематичен, чрезвычайно инертен, бы­стро обрастает однообразными моторными и идеаторными ритуалами. Эмоциональный аккомпанемент выражен сла­бо. Отсутствие психогенеза, личностного конфликта, ком­понента борьбы с навязчивостями, стремление выполнить ритуалы, не стесняясь находящихся рядом близких и даже посторонних, а иногда и заставить их участвовать в ритуа­лах, феноменологически (не по сути!) сближает их с насиль- ственностями и определяет характерное для подростков своеобразие навязчивостей при шизофрении.

Монотонные жалобы на слабость и раздражитель­ность, утомляемость и головную боль, одышку, нехват­ку воздуха, болевые ощущения в разных частях тела при отсутствии соматоза напоминают жалобы и ощущения неврастеника. Подоплекой астено-ипохондрических жалоб, иногда сопровождающихся паникой и страхом смерти, нередко являются вычурные и нелепые сенестопа- тические ощущения. Характерно, что жалобам на слабость и утомляемость не сопутствует физическая истощаемость. Умственная нагрузка приводит не к истощению внимания и соответствующим ошибкам, а к нарушениям мышления. Астено-ипохондрический синдром протекает обычно на фоне мрачного, безрадостного настроения. Именно астено- ипохондрический синдром с безрадостным настроением или, как говорят больные, с «отсутствием настроения во­обще» весьма часто включает в себя дереализационно- деперсонализационные расстройства. Шизофреническая деперсонализация в чистом виде по степени отчуждения собственных психических процессов приближается к со­стоянию, близкому к психическому автоматизму, редко за­нимает ведущее место в синдроме и поэтому, нам кажется, не должна рассматриваться в качестве отдельного варианта начала шизофрении у подростков. Шизофренические на­вязчивости и астено-ипохондрическая симптоматика ча­ще всего оказываются дебютом простой или параноидной шизофрении.

Выявление деперсонализации требует квалифицирован­ного расспроса, поскольку подростки, а часто и взрослые, не в состоянии подобрать слова для описания подобных переживаний. Это касается не только деперсонализации. Адекватность вербального оформления собственных пере­живаний психически больным, по-видимому, не очень вы­сока. Возможно, процессом эволюции не предусмотрено, чтобы человеческая речь точно отражала переживания, свя­занные с расстройствами психики, а потому наши представ­ления о том, что именно чувствует душевнобольной, весьма приблизительны.

Анорексия и дисморфомания в виде опасений или мыс­лей, которые можно было бы назвать навязчивыми, в дебю­те шизофрении у подростков практически не наблюдаются. Обычно эти психопатологические феномены уже с самого начала болезни имеют психотический уровень. Поэтому ка­жется более оправданным рассматривать их не в качестве вариантов неврозоподобного дебюта, а как признак начав­шейся параноидной шизофрении.

Метафизическая интоксикация, выступающая в качестве дебюта подростковой шизофрении, характеризуется вы­чурностью и противоречивостью развиваемых больным идей, одержимостью и в то же время непродуктивностью интеллектуальных усилий, то есть налетом сверхценности, что условно позволяет рассматривать этот синдром в кру­гу психопатоподобных дебютов чаще простой и реже пара­ноидной шизофрении. Философическая интоксикация при шизофрении наблюдается в чистом виде редко. Мышление этих больных сумбурно и витиевато, расплывчато и заумно, выражена тенденция к резонерству.

Среди психопатоподобных дебютов шизофрении у под­ростков А.Е. Личко выделяет синдромы нарастающей ши- зоидизации, неустойчивого поведения, истероидный, и эпилептоидный. Дифференциальный диагноз с соответ­ствующими психопатиями крайне труден, предложенные критерии разграничения во многом субъективны, а потому не очень надежны. Общие принципы дифференциальной диагностики психопатоподобных дебютов шизофрении и феноменологически сходных состояний: наличие в первом случае крутого перелома характера, появление негативных симптомов (эмоционального обеднения, аутизации, витие­ватого, расплывчатого мышления) и эпизодических продук­тивных симптомов (преходящих обманов восприятия, идей отношения, особого значения), не будучи, естественно, аб­солютными, в какой-то степени облегчают поиски истины. Переход на другую орбиту восприятия мира может проя­виться нарушением обычных социальных ритуалов, таких как приветствие, прощание, соблюдение правил обычной вежливой беседы. Успешная реализация социального ри­туала требует высокого уровня мыслительных способно­стей, контроля за внутренним эмоциональным состоянием и адекватного восприятия такого же состояния другого че­ловека. Такое взаимодействие основано на распознавании мимики, жестикуляции, поз и пр.

Первичными по отношению к изменившемуся поведению являются специфические тончайшие изменения само- и ми­роощущения. Попытки выявления этих изменений (начиная от собственного места в микро- и макросоциуме до таково­го в масштабах космоса и заканчивая трансформацией эти­ческих и эстетических предпочтений) весьма непросты, но заслуживают всяческого поощрения. Вышеперечисленные феномены, наряду с ощущением недоступной пониманию инакости, формализацией общения, образуют шизофрени­ческий контекст — основной диагностический критерий. Когда же поведение начинает определяться рельефно вы­раженной продуктивной и негативной симптоматикой, диа­гностические сложности заканчиваются.