Шизофрения, манифестирующая в препубертатном воз­расте, чаще начинается исподволь, протекает непрерывно. Снижается активность, появляются холодность, ничем не мотивированная недоброжелательность к близким, утра­чивается интерес к учебе, играм, общению с приятелями. На фоне быстро нарастающей аутизации отмечаются тре­вожная недоверчивость, а иногда пароксизмы тревоги, по содержанию связанные с переживаниями космических ка­тастроф («солнце рушится с неба») или со странными со­матическими ощущениями («рвутся сосуды», «лопается пупок»). Чувство измененности проецируется преимуще­ственно в соматическую сферу. Бредовые идеи до пубер­татного возраста практически не наблюдаются. Чаще встречается тревожно-боязливый аффект с подозритель­ностью, «бредовая настроенность» (Г.Е. Сухарева). Дети в этом состоянии тревожны, с недоверием и опаской всма­триваются в окружающих, прячутся по углам, боятся под­ходить к незнакомым, отказываются выходить на улицу. Если бредовые идеи все же имеют место, то они вторичны, с минимумом интерпретаций, преобладанием растерянно­сти, интеллектуальной пассивности, выступают в рамках сложного синдрома (галлюцинации, нарушения эмоций) и, как правило, вытекая из этих расстройств, носят наглядно­образный характер. Не надо понимать буквально слово «вытекая». Галлюцинации или, например, депрессия не превращаются в бред, а служат лишь содержательным ма­териалом для бредового толкования или вектором для те­матического оформления идей. Бред, независимо от того, первичный он или вторичный, не выводится путем психо­логического или логического генеза. Первично преображе­ние, изменение основ бытия пациента, а бред — отражение и воплощение нового преображенного мира.

Ранняя и препубертатная шизофрения феноменоло­гически сравнительно бедны. При наличии в этом воз­расте пышной, многообразной симптоматики следует подумать о психическом расстройстве другого происхожде­ния. Предшественниками бреда при шизофрении в дет­ском возрасте, кроме бредовой настроенности, считаются бредоподобные патологические фантазии, игровое пере­воплощение, ощущение присутствия постороннего, страхи ипохондрического содержания и др. Диагностически зна­чимыми эти феномены становятся при утрате адекватного эмоционального аккомпанемента, соразмерности, психо­логической понятности, когда исчезает потребность посвя­тить в свои переживания близких и т.д.

Вообще, что такое предшественники? Это лото, где вы­зревают последующие симптомы? Можно ли их рассма­тривать как стадию развития? Например, патологическую фантазию или навязчивую мысль как стадию формирова­ния бреда? Почему тогда не наблюдается повторения стадий в обратном порядке при угасании бреда? «Переход», «пре­вращение» одного синдрома в другой (навязчивую идею в бредовую и т.п.) можно допустить как разговорную форму, а не как возможную сущность. Более вероятным представ­ляется, что это в принципе качественно разные феномены, которые не трансформируются, а сменяют друг друга в со­ответствии с закономерностями, определяемыми програм­мой развития болезни. Так же как качественно различны и не переходят одно в другое развитие и психоз, невроз и пси­хоз, психогенное и эндогенное.

Прогностические критерии детской шизофрении доста­точно просты. Чем раньше проявилась болезнь, тем менее вероятно улучшение, тем скорее наступит дефект и тем он будет глубже. Начало болезни в виде эмоционально-волевого снижения и аутизации, то есть «simplex-синдрома», тоже го­ворит о плохом прогнозе.

Для подросткового возраста характерно не только мно­гократное (по сравнению с детьми) учащение дебютов ши­зофрении, но и своеобразие ее клинических проявлений. О причинах и механизмах шизофрении вообще и у подрост­ков в частности, кроме того, что существенна роль наслед­ственности, сказать нечего. Закономерности наследования неизвестны так же, как и изменения в мозгу, которые не­благополучная наследственность могла бы вызвать. Роль экзогенных факторов в выявлении наследственности при шизофрении тоже остается неясной. По данным А.Е. Личко, половина случаев остро начинающейся шизофрении у под­ростков спровоцирована биологическими факторами, пя­тая часть — психическими травмами, у трети пациентов психоз развивался без видимых провоцирующих поводов.

Психозы, начинавшиеся исподволь, как правило, ничем не провоцировались. Нет каких-либо существенных сведе­ний о связи «провоцирующего» фактора с началом психиче­ского заболевания, кроме того, что одно следует за другим. Мощные гормональные пертурбации, возможно, способ­ствуют выявлению у подростков неблагополучной наслед­ственности. В то же время мы знаем, что подростковый возраст — это не только возраст кризиса и декомпенсаций, но и возраст выравнивания, возраст, в котором нередко га­сятся уже имеющиеся психические аномалии. Любой воз­раст (детский, подростковый, преклонный) сам по себе не является ни дезадаптирующим, ни провоцирующим, ни лю­бым другим способом, обусловливающим возникновение психических расстройств фактором, и в качестве болезне­творного агента рассматриваться не должен. В некоторых семьях подростков, заболевших шизофренией, наблюдают­ся девиации воспитания и своеобразие внутрисемейных от­ношений, но вряд ли стоит всерьез рассматривать их роль в возникновении шизофрении. Что касается преморбид- ной личности как фона, располагающего к возникновению шизофрении, то положение Э. Кречмера о том, что шизо­идные личности (если суждено заболеть!) более склонны к тому, чтобы заболеть шизофренией, нежели маниакально- депрессивным психозом, никем не опровергнуто. То же относится к психастеникам и сенситивным, то есть лично­стям, как правило, мыслящим, душевно тонким и хрупким. Но ничего «рокового» в смысле вероятности возникнове­ния психозов вообще и шизофрении в частности личност­ный преморбид в себе не несет.