Потребность в общении является фундаментальной по­требностью человека. При шизофрении вместе с выпадени­ем эмпатии она практически исчезает. Контакты становятся сугубо поверхностными, исключительно формальными и рационалистическими.

Основу отгороженности от внешне­го мира при процессуальном (шизофреническом) аутизме у детей, в отличие от ранее рассмотренных форм, составля­ет не отсутствие потребности в контактах, не слабость эмо­ционального резонанса, не снижение психического тонуса, а глубокая интраверсия с погружением в мир болезненных переживаний, в мир продуктивных психопатологических феноменов (разнообразных страхов, патологических фантазий, галлюцинаций и пр.). Происходит стирание границ между субъективным и объективным. Интраверсия в сочетании с отверганием реальности составляют суть аути­стической переустановки при шизофрении, и душевный контакт становится невозможным из-за невидимой стены, отделяющей от нас инобытие шизофреника. Базовыми диа­гностическими признаками раннего детского аутизма про­цессуального генеза являются хотя бы кратковременный период нормального психического развития, предшествую­щий аутизации, и прогредиентность, ведущая к характерно­му именно для шизофрении дефекту.

Как видно из вышесказанного, проявления раннего дет­ского аутизма многообразны, клинические картины до такой степени различны, что вызывает сомнение правомерность обозначения их одним термином. Объединяются они одной общей особенностью — отсутствием гармонии личности с внешним миром. Суровый и сложный мир не хочет и не мо­жет быть в гармонии и с не понимающими его сложности непосредственными инфантильными чудаками Крепелина, и с не принимающими его правил, лишенными интуиции, непосредственности и детскости аутистическими психо­патами Аспергера. Органическому аутисту и атоническо­му олигофрену Мнухина для гармонии с миром недостает интеллекта и психического тонуса. Аутист-шизофреник, вероятно, находится в гармонии с собственным миром бо­лезненных переживаний и по своим аутистическим сообра­жениям не стремится к гармонизации отношений с миром внешним. При синдроме Каннера наблюдается крайняя сте­пень дисгармонии, когда вообще отсутствуют осмысленные отношения с окружающим миром.

Любопытно в связи с этим обратиться к этимологическо­му аспекту понятия «аутизм». Термин «аутизм», происходя­щий от греческого auto — «сам», предполагает уход в себя, в свой мир и, может быть, в какой-то степени, адекватен применительно к шизофреническому аутизму, но уж никак не применим к синдрому Каннера, поскольку содержатель­ного мира у этих больных, судя по клинике, нет. Жизнь, ко­торую они ведут, правильнее назвать жизнью вне людей, вне мира. И для обозначения такой жизни больше подхо­дит не греческое auto — «сам», а английское out — «вне», что в транскрипции [aut\ вполне согласуется с привычным русским звучанием слова «аутизм». Виктория Токарева в одном из рассказов назвала таких детей «аутами». Слово «аут» удачно оттеняет и подчеркивает и специфику клиники синдрома Каннера, и талант писателя. Мы же, следуя тра­диции обозначать медицинские феномены латинскими или греческими терминами, продолжим называть этих больных аутистами.