В 1944 году Г. Аспергер опубликовал наблюдения над со­вершенно иной категорией больных с нарушенным обще­нием, которых он назвал аутистическими психопатами.

 

Интеллектуальное развитие детей с синдромом Аспергера нормальное или выше нормы. Говорить они часто начина­ют раньше, чем ходить. Речь аутистических психопатов, в отличие от речи каннеровских аутистов, носит вполне ин­формативный характер. «Взрослость» их поведения и речи становится заметной к трем годам. По описаниям А. ван Кревелена, аутистический психопат испытывает трудности при попытках регламентации его поведения. В домашних условиях это не очень заметно (часто это единственные дети интеллигентных, с нестандартными, иногда странно­ватыми характерами, но в целом неплохо социально адап­тированных и заботливых родителей). При ужесточении и стандартизации требований (смена обстановки, устройство в детский сад и особенно первые школьные годы) свой­ственные аутистическим психопатам особенности психи­ки мешают им гармонично вписаться в среду ровесников. Дело в том, что формально высокий интеллект, проблемный склад мышления и богатый словарь сочетаются у этих лич­ностей с неспособностью соответствовать культурным сте­реотипам сверстников, например, понять, что прилежание и успеваемость — не главное в жизни и т.п.

Они лишены детскости и непосредственности, живости и азарта, что проявляется и в играх, напоминающих меха­нический процесс. Аутистические психопаты вынуждены развлекать себя сами, много читают, самостоятельно мыс­лят, оригинальны в суждениях, самобытны в поведении, трудно поддаются влияниям. Их поведение не по годам раз­умно и правильно. Излишняя серьезность, заумные речи, менторский тон, отсутствие чувства юмора и самоиронии замораживают легкую и непринужденную атмосферу дет­ской среды. Поэтому аутистические психопаты Аспергера с трудом приемлемы в обществе ровесников и часто служат мишенью для насмешек. Они неудобны и для учителей, по­скольку, будучи неконформными, раздражающе прямоли­нейными и правдивыми, не остановятся перед публичными замечаниями по поводу их квалификации или непорядка в одежде. Не улавливая интуитивно рефлексию собесед­ников, они постоянно остаются вне контекста общения. Недостаток интуиции, возможно, и лежит в основе первич­ного дефекта при аутистической психопатии Аспергера. В старших классах ум, эрудиция и принципиальность стано­вятся более значимыми в системе ценностей, и происходят некоторые позитивные подвижки в отношениях с ровесни­ками. Несмотря на свойственные аутистическим психопа­там суховатость, монотонность, «второсигнальность», было бы несправедливым говорить о бедности их чувств. Они избирательно нежны и трогательны, но сдержанны в соб­ственных эмоциональных проявлениях, равно как не при­емлют чужих излияний, консервативны в привязанностях, привержены семейному очагу, любят животных. При хоро­ших способностях (а это весьма нередко) аутисты Аспергера достигают серьезных профессиональных успехов, особенно в условиях малой коллективности профессии (математи­ка, шахматы и т.п.). Хорошему социальному прогнозу есте­ственным образом способствует понимание особенностей их психики ближайшим окружением.