Перспективы дальнейшего совершенствования послевузовской подготовки врачей скорой медицинской помощи - Портал о скорой помощи и медицине
Напишите нам

Поиск по сайту

При изучении Проекта Государственного стандарта РФ послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «040119 скорая медицинская помощь» автор счел необходимым внести ряд предложений и дополнений в модель интернатуры.

I. Прежде всего, следует подчеркнуть, что главной отправной позицией при составлении данных стандартов (и затем применения) – на практике должно быть четкое представление о подготовке будущего врача СМП к выполнению клинической работы, но в специфических (внебольничных) условиях догоспитального этапа. С этих позиций и должна строится структура циклов интернатуры (избегая одностороннего превалирования стационарного этапа, как в теории, так и в практике), а в методике обучения – меньше «патогенетических сложностей» и больше внимания синдромной диагностике и практическим навыкам и алгоритмам оказания ЭМП и тактики. Поэтому – основное место пребывания врача-интерна при прохождении интернатуры в стационаре – приемное отделение, а на базе станции СМП – работа в составе выездных бригад.


 

II. Перечень внесенных изменений и дополнений по разделам стандартов:

  1. в преамбулу
  2. в перечень знаний и практических навыков
  3. в методические рекомендации по организации процесса специализации: 2-х этапность, соотношение учебного времени в стационаре (5,5 мес.) и на базе станции СМП (5,5 мес.)
  4. комментарии к методике преподавания
  5. в раздел – учебная программа – также внесены исправления и дополнения
  6. приведены примеры дополнительных вариантов тематики лекций и семинаров (из 25-летней практики организации интернатуры по СМП в г.Екатеринбурге):
  • - неотложные состояния в кардиологии;
  • - интенсивная терапия и реанимация;
  • - неотложные состояния – в неврологии и психиатрии;
  • - в педиатрии;
  • - принципы оказания ЭМП и тактики выездных бригад СМП при неотложных состояниях;
  • - основы организации службы СМП в современных условиях (модели);
  • - взаимодействие СМП со смежными мед. этапами.

7) список рекомендованной литературы:

III. Требования к преподавательскому составу:

Интернатура нуждается в преподавателях самой высокой квалификации.

  • - На уровне кафедральных работников – профессора, доценты, ассистенты (к.м.н.);
  • - На уровне ЛПУ: заведующие отделениями, опытные врачи, имеющие высшую аттестационную категорию;
  • - На уровне крупных станций СМП: заведующие подстанциями, специализированными бригадами – опытные врачи, имеющие высшую аттестационную категорию.

IV. «Скорая медицинская помощь» - как раздел ургентной медицины (а крупные станции СМП – как база) – может являться основанием для профессиональной переподготовки врачей, которые в своей работе сталкиваются с ургентной патологией: прежде всего – участковые терапевты, врачи общей практики, врачи, работающие в приемных отделениях терапевтических и хирургических стационаров, в т.ч. педиатры.

V. Профессиональную переподготовку врачей СМП целесообразно организовывать на основании базовых специальностей: терапии, хирургии (с травмотологией), неврологии, с включением коротких циклов по акушерству и гинекологии, токсикологии и реаниматологии (а для врачей-педиатров по неонатологии) в рамках факультетов последипломного образования или на базе кафедр СМП.

VI. Есть «огрехи» и в терминологии.

- А. Особенно это касается толкования терминов «скорая» и «неотложная» помощь. В соответствии со словарем МЗ РФ и СР 2007 г.: для станций СМП и врачебной специальности – наиболее правильным является термин – «скорая мед. помощь», тогда как «неотложная помощь» - относится к поликлинической службе (устаревшее название пунктов помощи на дому), а в клиническом отношении – к острым заболеваниям не жизнеопасного характера.

- Б. В методологическом аспекте во избежание тавтологии целесообразно внести ясность в дефиниции таких категорий, как «знание», «умение», «навык» - для обозначения оценки профессионального уровня обучаемого в усвоении и осуществлении лечебно-диагностических и тактических мероприятий.

 

Уровни (степени) усвоения:

  1. Ознакомилсязнание;
  2. Освоилумение;
  3. Овладелнавык.

Назад в раздел

 

Добавить комментарий

Тесты для врачей

Наши партнеры