Рабочая классификация факторов, способствующих возникновению диагностических и тактических ошибок (В.А.Фиалко, 1991) - Портал о скорой помощи и медицине
Напишите нам

Поиск по сайту

Сложная природа ошибок догоспитального этапа, помимо специфики условий работы СМП (3 дефицита: времени, информации, ресурсов, ограничивающих диагностические возможности врача), обусловлена также рядом факторов, провоцирующего характера, нашедших отражение в данной классификации.

Среди них – одна из важнейших ролей принадлежит «ситуационным факторам», а так же фактору преимущественного попадания врачей и фельдшеров СМП к больным и травмированным в раннем периоде заболевания (в первые 3-6 ч. от его начала в 64-77 % случаев), отличающемуся рядом особенностей клинических проявлений от других, более поздних стадий течения ургентной патологии (олигосимптоматика, атипизм, динамический дрейф клиники и др.) [В.А.Фиалко, 1991-2001].

Факторы

Индексация степени влияния на ошибки

 

Тактические

Диагности-ческие

1 группа

Факторы, неизбежно приводящие к возникновению ошибок (12,1 %)

1. Работа не по специальности.

2. Профессиональное несоответствие должности.

3. Искаженная информация о болезни:

а) со стороны больного;

б) другого врача;

в) вследствие артефактов или ошибочной интерпретации клинической информации, инструментальных и лабораторных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+++

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+++

II группа

Факторы, предрасполагающие к возникновению ошибок (87,9 %)

 

 

1. Ситуационные (25,0 %)

+++

++

а) впервые возникшие приступы и припадки;

++

++

б) внезапные заболевания и несчастные случаи, возникшие на улице, в общественном месте;

 

++

 

++

в) сомнительные случаи, когда диагноз неясен;

++

++

г) жизнеопасные осложнения, возникшие в санитарной машине при транспортировке;

 

+++

 

+

д) аварии и катастрофы с большим количеством жертв;

+++

+

е) криминальные и социально опасные случаи;

+++

+

ж) перетранспортировка больных из одного лечебного учреждения в другое;

 

++

 

(+-)

з) безрезультатный вызов ( в т.ч. выезд к трупу);

+++

-

и) попутный вызов;

+++

++

к) повторные вызовы к одному и тому же больному (в т.ч. после отказа стационара в госпитализации)

+++

++

2. Гносеологические (трудности распознавания болезней) (32,0%):

++

+++

а) маскообразное (атипичное) начало и течение заболевания и (или) отсутствие полного набора характерных симптомов;

 

++

 

+++

б) прогностически неблагоприятное течение заболевания, окончившееся смертельным исходом в присутствии или после отъезда бригады;

 

 

++

 

 

+++

в) сочетание нескольких конкурирующих заболеваний (наиболее часто: ИБС+хирургическое заболевание ЖКТ, ИБС + остеохондроз

 

++

 

+++

позвоноч­ника и др.);

 

 

г) шаблонная трактовка сложных заболеваний (остеохондроз, НЦД, инфаркт миокарда, ТЭЛА, комы, аппендицит, гастродуоденальные кровотечения (см. первая помощь при кровотечении), острый холецистит, субарахноидальное кровотечение, ПНМК, внутричерепная гематома, менингоккокцемия у детей)

 

 

 

+++

 

 

 

+++

д) редкое (для данного региона) заболевание, появление больных с осложнениями после лечения новыми или малоизвестными методами.

 

 

+++

 

 

+++

3. Психологические (13,0%), (связанные с особенностями личности больного, характерологическими особенностями врача в сочетании со специфическими условиями оказания экстренной помощи):

 

 

 

+++

 

 

 

+++

а) преодоление социально-психологических барьеров при оказании экстренной помощи лицам в алкогольном опьянении, наркоманам или находящимся в заключении;

 

 

+++

 

 

+++

б) возрастной барьер (старики, дети);

+++

+++

в) профессионально-психологические: перемена места работы, долж­ности, профиля работы или изменения типа бригады СМП (линейной на специализированную или наоборот), для фельдшера - перевод на самостоятельную работу;

 

 

 

+++

 

 

 

+++

г) сложный характер врача, профессиональный снобизм, престижные моменты.

 

+++

 

+++

4. Методологические (8,0%), (применение ошибочных или неприемлемых для данного медицинского учреждения принципов и методов установления диагноза и принятия тактических решений), связанные с ме­тодологией преподавания в вузе, дефектами инструктажа или усвоения материала.

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+++

5. Этапные (4,2%) (связанные с ошибками врача предшествующего эта­па (другой бригады или другого лечебного учреждения) или с дефекта­ми в работе других служб (этапов СМП).

 

 

+

 

 

+

6. Организационно-методические (13,7%) (внедрение новых организа­ционных форм работы СМП-АСУ; стандартизация, функционирова­ние в новых экономических условиях и др.).

 

 

+

 

 

(+-)

7. Этико-деонтологические (4,0%) (конфликтные ситуации на вызове, в бригаде, в приемном покое), связанные в т.ч. с нарушениями требований «информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство».

 

 

 

++

 

 

 

(+-)

Назад в раздел

 

Добавить комментарий

Тесты для врачей

Наши партнеры