Напишите нам

Поиск по сайту

Объем доставки больных с ургентной патологией бригадами ССМП для госпитализации продолжает возрастать, составляя в последние годы в Екатеринбурге (без перевозок) в динамике 33-37% (О.М.Розенберг,1998; В.А. Фиалко, А.В.Бушуев,1999). В связи с этим, среди важнейших проблем «тактической медицины», требующих своего решения, различные аспекты безопасной транспортировки больных занимают одно из ведущих мест.

NB! Транспортировка, всегда являясь дополнительной нагрузкой, может привести к ухудшению самочувствия и состояния больных.

Успешность и безопасность транспортировки во многом зависят от конкретных условий (медицинского и немедицинского характера), в которых она будет осуществляться, а также от соблюдения медицинским персоналом системы правил, имеющих принципиальное значение.

 

Знакомство с отечественной литературой по данному разделу СМП показывает, что эта тема освещена крайне скромно (К.П. Каверина, 1981; В.А. Фиалко, 1981-2000 гг.;  Б.Н. Саламатин с соавт.,1991, Н.Н. Симонова, 1994; Л.Г. Костомарова с соавт., 1994). Изучение автором обсуждаемой проблемы на протяжении более чем 25 лет, разработка условий и тактического алгоритма безопасной (контролируемой) транспортировки и его внедрение в практику линейных и специализированных бригад дали определенные результаты – снижение частоты дефектов транспортировки больных в 2 раза. Тем не менее, существующие по ряду объективных и субъективных причин, отклонения от указанного тактического алгоритма врачей и фельдшеров по-прежнему приводят к лечебно-тактическим ошибкам различной степени тяжести, особенно опасным при неправильной оценке состояния больного перед транспортировкой. Сказанное подтверждает и наш сравнительный анализ (в динамике) такого показателя адекватности оценки транспортабельности и эффективности корригирующей терапии больного, как летальность в санитарной машине: 2,0% (1982); 0,5%(1986) – после предпринятых мер организационно-методического и поискового характера (В.А.Фиалко,1986).; 3%(1998); 4% (1989), по данным АСУ «ССМП». Колебания данного показателя в последние годы (1,5%, 1995; 1,7%, 1999; 1,3%, 2001) свидетельствуют о том, что и спустя 25 лет, необходимость обсуждения затронутой темы не потеряла значения.

Прогностическая оценка состояния больного (по собственным и литературным данным)

 

Понятия, определяющие возможность транспортировки

Для бригад СМП

I

Транспортабельность

ЛБ, ФВБ

II

Нетранспортабельность

а) абсолютная

б) относительная (временная)

ЛБ, ФВБ

III

Нецелесообразность транспортировки

СБ

ЛБ - линейная бригада, ФВБ - фельдшерская выездная бригада

 

Возможность и целесообразность транспортировки определяется такими понятиями, как «транспортабельность» и «нетранспортабельность» больного.

NB! Нетранспортабельность - это прогностически неблагопри­ятное состояние, при котором во время транспортировки у больного могут развиться (или усугубиться) жизнеопасные осложнения, вплоть до наступления смерти!

В настоящее время в связи с развитием специализированной службы СМП, в частности, экспертной службы терминальных состоя­ний (ЭСТС - г. Екатеринбург, 1997), улучшения оснащения санитарных спецмашин современной медицинской аппаратурой и медикаментами, и на основании накопившегося опыта транспортировки больных - по­нятие о "нетранспортабельности" для специализированных бригад пере­смотрено. Показания к транспортировке расширились и практически не зависят от тяжести состояния больных (К.П. Каверина, 1981; В.А. Фиалко, 1981, 1990, 1996; Б.Н. Саламатин, А.Н. Нагнибеда, 1991; О’Gorman, 1989). Однако для всех бригад (без исключения) – прогностическая оценка тяжести состояния больного и подготовка к транспортировке с предварительным проведением корригирующей терапии – является обязательным! (Ю.М. Михайлов, В.Н. Налитов, 1998; В.А. Михайлович, В.В. Руксин, 1998; Л.А. Мыльникова, 2001; В.А. Фиалко, 2002, 2003).

Далее читайте продолжение.

Назад в раздел

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры