Анализ эффективности организации работы службы скорой медицинской помощи в Свердловской области и в г. Екатеринбурге - Портал о скорой помощи и медицине
Напишите нам

Поиск по сайту

В последние 6 лет в нашей стране отмечается неослабевающее внимание к вопросам совершенствования работы скорой медицинской помощи со стороны организаторов здравоохранения и специалистов СМП – на всех уровнях.

Однако, основные противоречия, препятствующие совершенствованию службы СМП (увеличение доли ЭМП, отставание в реформировании госпитальной базы и поликлиник, неадекватное финансирование), за прошедшие годы так и остались неразрешенными. Тормозит дальнейшее реформирование службы и отсутствие единой точки зрения организаторов и специалистов СМП на решение ряда кардинальных проблем. Среди нерешенных (или не до конца разработанных) практически важных вопросов (помимо упомянутых), следует выделить следующие:

  • -разработка и научное обоснование оптимальной (эффективной и разумно экономичной) модели организации станции СМП, ранжированную по видам (уровням) выездных бригад с учетом различных региональных факторов (избирательных подход);
  • -разработка принципов и форм взаимодействия догоспитального и госпитального этапов в современных условиях – как двух составных частей единого технологического комплекса оказания эффективной ЭМП (с учетом просчетов и ошибок прежнего опыта).

В связи с актуальностью данной темы авторы поставили целью изучить и проанализировать потенциал и результативность деятельности службы скорой медицинской помощи Свердловской области, тем более, что материалы подобного рода в литературе встречаются достаточно редко.

Свердловская область является одной из наиболее крупных, индустриально развитых и густонаселенных административных территорий не только в Уральском Федеральном округе, но и в Российской Федерации.

Для анализа был взят перечень основных показателей (количественных и качественных) работы станций и отделений СМП (С и ОСМП) и нормативы, определенные приказом МЗ РФ № 100 от 26.03.1999. Все показатели изучались в динамике по годам за период 2000 – 2003 гг. В основу оценки деятельности С и ОСМП был положен принцип сравнительного анализа каждого показателя - по отклонениям его величины от норматива МЗ РФ и (или) от величины («реперного») среднестатистического показателя по области. Сбор информации проводился методом анкетирования, в котором участвовала 51 станция, отделение (С, ОСНП).

В анализ были включены следующие основные показатели работы службы СМП (всего 74): обращаемость населения; обеспеченность потребности населения в СМП (количество и виды выездных бригад и их нагрузка); оперативность; объем работы (количество выездов, госпитализация); качество (адекватность и эффективность оказания СМП); летальность; взаимодействие СМП со смежными этапами и госпитальной базой; медикаментозное и техническое обеспечение и др.

Для выявления закономерностей, которые могут влиять на величину и значение показателей, а также корреляций между ними, была проведена типология станций и отделений СМП в следующих вариантах:

1 вариант: по численности населения (А – до 25000 жителей, Б – до 50 000, В – до 100 000 и более, Г – до 500 000 и более, Д – до 1 млн. и более);

2 вариант: по обращаемости на 1000 жителей (1 группа – в пределах норматива МЗ РФ: 320,0; 2 группа – 320,0 - 400,0; 3 группа - более 401,0 до 500,0; 4 группа – более 500,0);

3 вариант: в зависимости от типа модели СМП, по видам и уровням выездных бригад [2,10]:

 

  • 1 уровневая – фельдшерские выездные бригады (ФВБ);
  • 2-х уровневая (смешанная) – ФВБ и врачебные бригады (ВВБ);
  • 3-х уровневая (смешанная) - ФВБ + ВВБ + специализированные бригады (СБ).

 

Потребность населения в скорой медицинской помощи обеспечивает сеть лечебно-профилактических учреждений: станции скорой медицинской помощи (ССМП), отделения СМП (ОСМП) (догоспитальный этап в дальнейшем ДГЭ) и больницы (госпитальный этап), взаимодействующие между собой. ССМП так же взаимодействует и с поликлинической сетью в целях улучшения преемственности лечения больных с хроническими заболеваниями и уменьшения их обращаемости на ССМП (ОСМП). Лечебно-диагностический процесс выездных бригад осуществляется на основе разработанной комплексной системы информационной поддержки врачебных решений. Организационно-методическое руководство службой СМП региона осуществляет территориальный центр медицины катастроф.

Из 78 имеющихся в области станций и отделений СМП более половины расположены в сельской местности - 56,4 %; 10 СМП являются самостоятельными учреждениями, и 68 входят в штат центральных районных и участковых больниц (ЦРБ, УБ). Численность обслуживаемого населения колеблется от 5 800 до 1,3 млн.человек, а радиус обслуживания – от 5,5 до 63 км (средний – 36,7).

Основная функциональная единица, службы СМП – выездная бригада (ВБ). Укомплектованность ВБ врачами – 48 %; фельдшерами – 90,4. Общее среднее число ВБ (в суточном исчислении) – 3,3. Показатель обеспеченности бригадами всех видов (среднеобластной) – 0,9 на 10000. В 45,5 % из всего количества ССМП (ОСМП) показатель обеспеченности ВБ составляет менее 1, 0 на 1000; ВВБ – 0,13, СБ – 0, 06; ФВБ – 0,8. Врачебные выезды бригады (ВВБ), доля которых составляет в настоящее время 20,5 %, (в 2000 г. -21,7 %), остались в средних и крупных городах, фельдшерские выездные бригады (ФВБ) - 59,5 % (в 2000 г. – 58,3).

Общая (средняя) нагрузка на 1 бригаду составляет 15,2 вызовов в сутки, для ВВБ – 9,3; СБ – 7,8; ФВБ – 16,9.

Коэффициент занятости в целом: 56,1, ВВБ – 37,7, (бригады интенсивной терапии) БИТ 43,5, ФВБ 56,1. Своевременность выезда на вызов в среднем по области достигает 91,5 % случаев, а доезда – 79,3% (при радиусе обслуживания более 40 км - 54,0-58%).

Госпитальный этап представлен больничными учреждениями (ЦРБ, ЦГБ, УБ) с различным уровнем готовности обеспечения преемственной СМП. В частности, готовность медперсонала в профессиональном отношении недостаточна и оборудование приемных покоев для оказания СМП в соответствующем объеме не превышает в среднем 19,0 % (в 2000 г. – 18%)

Назад в раздел

 

Добавить комментарий

Тесты для врачей

Наши партнеры