Напишите нам

Поиск по сайту

{mainvote} Рык П.В.,Царькова С.А.,Вайсов Ф.Д. «Станция скорой медицинской помощи имени В.Ф. ГОУ ВПО "Уральская государственная медицинская академия" Росздрава,г. Екатеринбург.

Резюме

Цель исследования: сравнение эффективности традиционного (с ис­пользованием метамизола натрия) и альтернативного (с использованием "Панадола") способа антипиретической терапии у детей. В исследование включены 140 пациентов в возрасте от б месяцев до 14 лет. В зависимости от вида лихорадки ("бледная" или "розовая") все пациенты были разде­лены на 2 группы. Основным критерием эффективности сравниваемых методов был уровень снижения температуры тела. Полученные резуль­таты выявили высокую эффективность и безопасность альтернативного способа антипиретической терапии, его максимальную приближенность к оптимальному уровню снижения температуры тела.

Повышение температуры тела (ТТ) - наиболее частый и, несомнен­но, один из важнейших симптомов, сопровождающих детские болезни. Состояния с повышением ТТ (СПТТ) продолжают оставаться ведущей причиной обращения за неотложной медицинской помощью в детской практике, основным поводом для вызова бригад СМП. Муниципальным учреждением «Станция скорой медицинской помощи им. В.Ф. Капиноса» г. Екатеринбурга в 2006 году было обслужено 346.589 вызовов, из них к детям 58.875 (17%). Самым частым поводом вызова к детям (40,5 %) являлось повышение ТТ.

При оказании неотложной антипиретической помощи в 66 % тради­ционно парентерально вводился метамизол натрия (МН) в сочетании с одним из гистаминоблокаторов (преимущественно с Димедролом), в 14% его введение сочеталось с применением антипиретика для приема внутрь. Таким образом,с лихорадкой, в 80% случаев предпочтение было отдано парентеральному применению МН. Это, без сомнения, традиционный для нашей страны способ неотлож­ной антипиретической терапии (НАП). Однако подобный подход проти­воречит современным требованиям к оказанию неотложной помощи детям с лихорадкой, где во главу угла поставлено требование о безопасности лекарственных средств и применяемых методик. Это, в первую очередь касается МН, применение которого запрещено в Канаде, Великобрита­нии, США, Дании, Ирландии, Швеции, Норвегии, Саудовской Аравии, ОАЭ, Мексике, Малайзии, Пакистане, Нидерландах, Чехии, Словакии, Шри-Ланке, Бахрейне, Венесуэле, Непале, Йемене и ряде других стран. В таких странах как Израиль, Германия, Италия, Бельгия, Австралия, Испания, Филиппины, Кувейт, Судан, Бангладеш, Египет, Греция, Та­иланд, Армения, Колумбия, Марокко, Литва и ряде других, применение его существенно ограничено. К сожалению, в нашей стране МН йе гасг.0 - основной антипиретик для оказания неотложной помощиде. Основными осложнениями приема МН являются: 1. Агранулоцитоз. Международное эпидемиологическое исследование и последующие дополнения к нему выявили, что 1 случай агранулоцитоза при­ходится на 20.000 случаев применения препарата в год. По данным шведс­кого Агентства по лекарственным средствам частота агранулоцитоза соста­вила 1:1439. В 25 % случаев агранулоцитоз фатален. Поданным 1Ьапег Ь. Ет, а1. (2005) 16,9% всех случаев агранулоцитоза связано с МН.

  1. Анафилактический шок, вызванный МН, наблюдается в 10 раз чаще, чем агранулоцитоз. Шок развивается вследствие гиперчувствительности клеток эндотелия сосудов к МН, что вызывает их разрушение с поступлением в кровоток биологически активных веществ (в первую очередь брадикинина, гистамина). Смертность при шоке до 50 %. В кли­нической практике нередко встречаются случаи коллаптоидных реакций, имеющие сходный с шоком патогенез. В таких случаях снижение ТТ происходит не столько из-за блокирования циклооксигеназы, сколько за счет выраженного снижения сосудистого тонуса и значительного усиле­ния теплоотдачи.
  2. Производные пиразолона (в том числе МН) выступают в качестве причины тяжелых кожных осложнений - синдрома Лайелла (токсичес­кий эпидермальный некролиз) и Стивенса - Джонса (злокачественная экссудативная эритема).
  3. Важная особенность МН - ингибирование выработки простагландинов (ПГЕ2) в почках. В результате снижается почечный кровоток, усиливается реабсорбция воды, натрия и хлора. У детей младшего воз­раста возможно развитие отека и набухания головного мозга, повышение судорожной готовности, развитие судорог.

Несмотря на значительное число публикаций, посвященных вопросам неотложной антипиретической терапии, ряд проблем не нашел оптималь­ных решений:

1. Отсутствуют общепризнанные алгоритмы начала НАП. Результат

- необоснованное назначение антипиретиков.

2. Сохраняется приверженность традициям при оказании НАП, иг­норируется современный мировой опыт. Результат - нерациональный
выбор антипиретика, применение потенциально опасных препаратов

- МН, ацетилсалициловой кислоты, нимесулида. Неадекватный (в большинстве случаев) способ введения лекарственных средств (парентеральный).

3. Отсутствует понимание необходимости лихорадки, как важного фактора защиты организма от патогенного воздействия. Типично искус­ственное "превращение" лихорадки ("цифр на градуснике") в основную проблему больного ребенка. Результат - желание медицинских работни­ков и родителей больных детей добиться максимального снижения ТТ за короткий период и на длительный срок. Превращение неотложной анти­пиретической терапии, в терапию плановую, когда антипиретик вводится на систематической основе, несколько раз в день, без учета ТТ.

Назад в раздел аспекты оказания ЭМП

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры