Напишите нам

Поиск по сайту

{mainvote}

Ершова Е.В.,Фролеиков А.П. МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Челябинск

Вопросам эффективности деятельности службы скорой медицинской помощи (СМП) уделяется большое внимание в связи с тем, что в Челя­бинске, так же как и в РФ в целом, одной из самых острых проблем оста­ется высокая смертность населения от несчастных случаев, отравлений, травм и сердечно-сосудистых заболеваний. Во всех перечисленных слу­чаях зачастую первыми, кто встречается с больными и пострадавшими, становятся медицинские работники скорой медицинской помощи.

Основное значение в повышении эффективности работы МУ ССМП имеет качество оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе.

Качество скорой медицинской помощи рассматривается с позиций струк­туры МУЗ ССМП (ресурсы), процесса оказания помощи (технология) и ре­зультата (исход). В целом схема отражает систему управления качеством.

1. Индикаторы ресурсного обеспечения:

  • показатель обеспеченности санитарным транспортом (на 1000 на­селения);
  • показатель обеспеченности средствами связи (в баллах: 1 балл - не обеспечены, 2 балла — недостаточное обеспечение, 3 балла - полностью обеспечены);
  • показатель обеспеченности лечебно-диагностической аппаратурой (м баллах: 1 балл - не обеспечены, 2 балла - недостаточное обеспечение спиремепной лечебно-диагностической аппаратурой, 3 балла - полностью обеспечены);
  • показатель обеспеченности лекарственными препаратами (в баллах: 1 балл - не обеспечены, 2 балла - недостаточное обеспечение, 3 балла - полностью обеспечены);
  • показатель обеспеченности кадрами (на 1000 населения).

2.Индикаторы технологии (процесса оказания медицинской помощи):
Оперативные показатели:

  • среднее время выезда бригады СМП (мин);
  • среднее время ожидания выполнения вызова;
  • среднее время доезда до пациента (мин);
  • среднее время обслуживания вызова (мин). Промежуточные показатели:
  • среднесуточная нагрузка на бригаду;
  • повторные вызовы (по вине бригады СМП, %);
  • удельный вес необоснованных госпитализаций (%);
  • претензии ЛПУ и обоснованные жалобы от населения (%).

3. Показатели, характеризующие оказание скорой медицинской помо­щи по результату:

  • клинико-диагностические расхождения диагнозов (%);
  • догоспитальная летальность (%);
  • досуточная летальность в стационаре (%);
  • смерть в присутствии бригады СМП (%);
  • успешное проведение реанимационных мероприятий (% от общего количества случаев проведения СЛР);
  • отклонение от запланированного норматива объема СМП (%).

Система контроля за качеством оказания скорой медицинской помощи определяется в МУЗ ССМП приказом главного врача. Приказ ежегодно обновляется, в него вносятся поправки в соответствии с изменением за­конодательной и нормативной базы.

Приказ определяет перечень должностных лиц МУЗ ССМП и их обязанности по контролю качества, утверждает положение о контроле качества, карту контроля качества, методические рекомендации но заполнению карты, карту вызова скорой медицинской помощи, информацион­ный лист, устанавливает порядок контроля качества оказания помощи в случаях досуточной летальности пациентов, доставленных в стационары, успешной сердечно-легочной реанимации, смерти до прибытия СМП, смерти в присутствии СМП.

Система контроля качества скорой медицинской помощи включает следующие элементы:

  1. оценка условий оказания скорой медицинской помощи: состояния и использования кадровых и материально технических ресурсов Станции скорой медицинской помощи;
  2. расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эф­фективность скорой медицинской помощи отдельным врачом (фельдше­ром), соответствующим подразделением, службой скорой медицинской помощи территории в целом. Критериями качества являются параметры, позволяющие подтвердить оптимальность объемов, структуры скорой ме­дицинской помощи населению, использования ресурсов службы СМП и обеспечение удовлетворенности пациента, а для конкретного случая - ликвидацию угрожающего жизни состояния;
  3. анализ уровня подготовки персонала и оснащения выездных бригад;
  4. расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффек­тивность медицинской помощи;
  5. экспертиза процесса оказания скорой медицинской помощи конк­ретным пациентам;
  6. изучение удовлетворенности пациентов работой службы СМП;
  7. выявление и анализ причин дефектов оказания скорой медицинской помощи, повлекших за собой снижение качества и эффективности меди­цинской помощи, разработка системы мер для устранения этих причин;
  8. подготовка рекомендаций, направленных на предупреждение оши­бок, дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффек­тивности скорой медицинской помощи;
  9. выбор наиболее рациональных управленческих решений и прове­дение оперативных корригирующих мероприятий;
  10. контроль реализации управленческих решений;


Организационно-методическая работа: оперативное информирование о нормативной документации по вопросам качества медицинской помощи и стандартизации в здравоохранении, организация семинаров, совещаний, конференций, обучающих циклов с целью подготовки и переподготовки кад­ров (в том числе по вопросам экспертизы качества медицинской помощи).

Контроль качества оказания скорой медицинской помощи осущест­вляется экспертным путем должностными лицами МУЗ ССМП в преде­лах своей компетенции. Для осуществления контроля могут привлекать­ся специалисты, включенные в регистры экспертов в здравоохранении (городской, областной, Росздравнадзора), сотрудники научно-исследо­вательских и образовательных учреждений.

В качестве эксперта может привлекаться специалист с высшим меди­цинским образованием, получивший подготовку по специальности «ско­рая медицинская помощь» и имеющий стаж работы не менее 5 лет, пер­вую или высшую квалификационную категорию или ученую степень по результатам аттестации и тестирования.

Эксперт во время проведения контроля качества лечебно-диагности­ческого процесса:

в обязательном порядке оценивает полноту и своевременность диа­гностических мероприятий, правильность и точность постановки диагно­за, адекватность выбора и соблюдения лечебных мероприятий и правиль­ность тактических решений;

  • выявляет дефекты и устанавливает их причины;
  • готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявлен­ных недостатков;

В соответствии с законодательством в МУЗ ССМП проводится конт­роль качества первого уровня.

При экспертизе первого уровня выделяется три ступени.

Первая ступень контроля качества осуществляется заведующими и старшими врачами подстанций и включает в себя:

  1. Ежедневный, текущий контроль качества на основе экспертизы каждой карты вызова. Проводится старшими врачами подстанций и (или) заведующими подстанциями ежедневно. В карте вызова и в журнале уче­та замечаний (допускается ведение журнала в электронном виде) эксперт отмечает замечания по качеству оказания помощи. В карте вызова заме­чания отражаются кратко в нижнем поле второй страницы по разделам: диагностика, лечение, тактика, оформление карты (допускается отмечать код замечания) и заверяются подписью. Замечания разбирают с работ­ником подстанции.
  2. Выборочный (целевой, профильный) углубленный контроль ка­чества на основе анализа не менее 30 карт вызова определенной катего­рии. Проводится старшими врачами подстанций и (или) заведующими подстанциями 1 раз в квартал. В начале квартала заместитель главного врача по медицинской части или врач организационно-методического от­дела (ОМО) Станции определяет категорию, подлежащую проверке для каждого структурного подразделения.
  3. Контроль качества оказания помощи случаев смерти в присутствии СМП.
  4. Контроль качества при патогенных осложнениях.
  5. Контроль качества оказания помощи при повторных вызовах в течение 24 часов
  6. Контроль качества оказания помощи при поступлении письменных жалоб пациентов или их законных представителей
  7. Контроль уровня преемственности в работе бригад СМП и лечеб­но-профилактических учреждений города на основе анализа отрывных талонов к сопроводительным листам. Проводится ежемесячно организационно-методическим отделом МУЗ (СМИ, л.тгдующими и/или стар­шими врачами подстанции и нключает и сгон
  8. анализ количества вернувшихся отрывных ылонои с вычислением процента возврата отрывных талонов от числа доставленных на госпи­тализацию;
  9. анализ талонов с расхождением диагнозов догоспитального и гос­питального этапов и процента расхождения диагнозов;
  10. анализ талонов с дефектами заполнения медицинскими работни­ками ССМП;
  11. анализ замечаний от ЛПУ к сотрудникам ССМП;
  12. анализ досуточной летальности в стационаре с заполнением ут­вержденной формы.
  13. Контроль оперативных показателей по данным дневника работы подстанции:
  14. количество опозданий на вызовы с экстренным поводом;
  15. среднесуточное количество бригад по профилям;
  16. среднесуточное количество машин на подстанции, в т.ч. недодан­ных машиночасов;
  17. количество повторных выездов;
  18. число доставленных на госпитализацию и госпитализированных
    пациентов.

Вторая ступень контроля качества проводится заместителями главно­го врача по медицинской части, по оперативной работе, по медицинской части (мобилизационной работе и ГО), старшими врачами - специалис­тами ССМП, врачом организационно-методического отдела.

  1. Заместитель главного врача по медицинской части проводит конт­роль качества:
  2. карт вызовов с грубыми дефектами диагностики, лечения и такти­ки, выявленными заведующими подстанциями;
  3. карт вызовов по оказанию помощи пациентам при поступлении жалобы от пациентов или их законных представителей и замечаний от руководителей ЛПУ;
  4. талонов сопроводительного листа с расхождением диагнозов догос­питального и госпитального этапов;
  5. случаев досуточной летальности.
  6. Заместитель главного врача по оперативной работе проводит кон­троль качества:
  7. карт вызовов случаев, закончившихся смертью пациента в при­сутствии СМП с заполнением установленной формы - ежемесячно;
  8. случаев успешной сердечно-легочной реанимации с заполнением установленной формы- ежемесячно;
  9. случаев смерти до прибытия СМП с заполнением установленной формы- ежемесячно.
  10. Заместитель главного врача по медицинском части (мобилизационной работе и ГО) проводит контроль качества:
  11. случаев оказания помощи при чрезвычайных ситуациях, дорожнотранспортных происшествиях, пожарах, взрывах и т.п. с числом постра­давших более трех.

Врач-эксперт ОМО проводит проверку:

  1. готовности бригад СМП к выезду и оказанию помощи (оснащен­ность бригад исправной лечебно-диагностической аппаратурой, медика­ментами, время сбора на выезд);
  2. у правильность ведения учетной и организационно - значимой до­кументации;
  3. качество оказания экстренной медицинской помощи (контроль ка­чества по картам вызовов, прошедших проверку старшими врачами и (или) заведующими подстанциями);
  4. опрос населения с заполнением анкеты;
  5. Старшие врачи-специалисты ССМП (невролог, кардиолог, психиатр, анестезиолог-реаниматолог, педиатр), назначаемые из числа наибо­лее квалифицированных врачей, проводят контроль качества оказания экстренной помощи больным соответствующего профиля по заданию за­местителей главного врача и врача ОМО.

Третья ступень экспертизы качества оказания экстренной медицинс­кой помощи проводится врачебной комиссией МУЗ ССМП.

Заключение по результатам контроля качества в МУЗ ССМП предо­ставляется для анализа и принятия организационных и управленческих решений главному, определения размеров премии работникам.

Созданная в МУЗ ССМП система позволяет обеспечивать высокое качество оказания скорой медицинской помощи, эффективно использо­вать ресурсы догоспитального этапа.

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры