Геморрагический шок, развивающийся по мере увеличения кро­вопотери, указывает на травму яичка и семенного канатика. Ком­бинированное ранение мошонки и костей таза сопровождается быстрым развитием симптомокомплекса травматического шока с глубоким угнетением жизненно важных функций организма. На фоне увеличивающейся гематомы мошонки и болевого шока пальпация поврежденного яичка затруднена. После травмы из-за нарастающего отека тканей происходит дальнейшее увеличение объема мошонки. Отек распространяется по клетчатке на половой член, промежность. Глубокая гематома мошонки и отек мягких тка­ней затушевывают клинические признаки травмы яичка.

Отличительным признаком сквозной огнестрельной травмы мо­шонки является наличие входного и выходного отверстий. Обнару­жение только входного отверстия в мошонке характерно для слепо­го ранения.

Шок является следствием тяжелого осложнения огнестрель­ной травмы мошонки, приводящей к нарушению целости яичка и питающих его сосудов. В зависимости от характера травмы яич­ка, величины кровопотери, наличия повреждения других органов степень тяжести шока может быть разной: от легкой до тяжелой. О продолжающемся внутреннем кровотечении судят по нараста­нию гематомы в мошонке и усиливающимся симптомам анемии. Гематому мошонки принято считать убедительным клиническим и эхоскопическим признаком травмы яичка. Обширная гематома растягивает полость мошонки и охватывает яичко от нижнего по­люса до внутреннего кольца пахового канала.А. В. Л юлько и соавт. (1981) различают следующие виды открытой травмы яичка и его придатка: ранение белочной оболочки с выпа­дением или без выпадения паренхимы, отрыв части яичка, размоз-жение ткани яичка, слепое ранение. Кроме того, автор в приведен­ной классификации выделяет отрыв (травматическую ампутацию) одного или обоих яичек и изолированное повреждение придатка. Наиболее тяжелым видом открытой травмы мошонки является размозжение яичка, которое почти всегда является следствием огне­стрельного ранения.

Выраженная общая слабость, адинамия, бледность кожных по­кровов и слизистых оболочек, холодный липкий пот, тахикардия и артериальная гипотензия — симптомы, указывающие на умень­шенный объем циркулирующей крови и глубокую анемию. По мере увеличения массы крови, излившейся в мошонку, травмиро­ванное яичко и сосуды постепенно сдавливаются гематомой, что способствует остановке кровотечения. Гемостаз в ране клинически проявляется заметным улучшением общего состояния больного и деятельности сердечно-сосудистой системы. Несвоевременная и не в полном объеме оказанная хирургическая помощь пострадав­шему с огнестрельным ранением мошонки, осложненным кровоте­чением, ведет к развитию гнойного воспаления. Осмотр больного и правильная оценка обнаруженных изменений в мошонке помо­гают представить топографию раневого канала и уточнить степень вероятности травмы яичка.

На основании опыта большинства авторов можно утверждать, что при сквозном ранении мошонки (пулевом или ножевом) почти всегда приходится иметь дело с травмой яичка. Профузное крово­течение, сопровождающееся развитием обширной гематомы и сни­жением уровня гемоглобина, чаще вызвано повреждением сосудов семенного канатика.

К достоверным признакам травмы органов мошонки следует от­нести визуально определяемое повреждение белочной оболочки, выпадение паренхимы яичка в рану, а также обнаруженные фраг­менты культи семенного канатика. Выпадение травмированного яичка происходит тотчас или через 2—3 дня после огнестрельного ранения. Нередко яичко обнаруживается между воспалительно-отечными краями раны мошонки, что ведет к ущемлению, нару­шению кровообращения, а при длительной его ишемии — к не­крозу. Следует подчеркнуть, что из-за выраженного отека тканей и состоявшегося кровотечения, наблюдаемых при огнестрельной травме мошонки, прощупать поврежденное яичко не всегда удает­ся. Подозрение на нарушение целости яичка в таких случаях воз­никает на основании косвенных признаков. Судить о степени по­вреждения яичка и обратимости выявленных изменений поданным первичного осмотра пострадавшего после огнестрельного ранения мошонки не всегда представляется возможным.

Диагноз огнестрельной травмы яичка находит свое подтвержтдение в ходе оперативного вмешательства. Только своевременная операция, произведенная с учетом тяжести выявленных в яичке по­вреждений, позволяет в каждом конкретном случае решить вопрос о целесообразности органосохраняющей операции.