Опишите роль нелекарственной терапии боли в ОНП.

К нелекарственным относят физические и психологические методы, которые мож­но использовать, чтобы повысить эффективность, но не вместо лекарственной терапии. К физическим методам относят: кожную стимуляцию (теплом, холодом, массажем, вибрацией), чрескожную электрическую нейростимуляцию (ЧЭНС; TENS — transcu­taneous electrical nerve Stimulation), рефлексотерапию, бесконтактный массаж, массаж биологически активных точек (акупунктуру).

Психологические методы позволяют па­циенту контролировать боль: методами когнитивной психотерапии изменяют осозна­ние пациентом восприятия боли, а поведенческими — обучают навыкам терпения и из­менения реакции на боль. Примеры психологических методов: релаксация, психотех­ника наложения образа, медитация, глубокое дыхание, гипноз, отвлечение внимания и рефрейминг (замена отрицательных мыслей на более позитивные), музыкотерапия, психотерапия, биологическая обратная связь, беседа со священником.

Опишите особенности оценки и лечения боли у детей.

У детей лечение боли обычно оказывается недостаточно активным. Опишем оши­бочные представления об обезболивании у детей:

  • дети испытывают боли в меньшей степени, чем взрослые;
  • методы оценки боли у детей ненадежные и дают противоречивые результаты;
  • применение опиоидов вызывает угнетение дыхания и формирование зависи­мости.

Проявления боли у детей разнообразны, количественно их оценить трудно, поэто­му анализировать болевой синдром у детей нужно комплексно. Медицинский работ­ник должен применить у ребенка все доступные способы оценки боли и учитывать все полученные данные.

Процедура осмотра включает:

  • сбор у ребенка и родителей анамнеза болевого синдрома;
  • описание состояния самим ребенком;
  • непосредственное наблюдение;
  • описание родственников;
  • оценку психологических признаков боли;
  • оценку реакции на анальгетики.

Осмотр ребенка проводят соответственно его возрасту и уровню умственного разви­тия. Как и у взрослых, точнее всего боль можно определить по описанию самим ребен­ком. Оценивать боль по описанию можно у полноценно развитых детей старше 4 лет. В этом случае используют шкалы Oucher (Beyer, 1988), Poker Chip Tool (Hester, 1979),

Faces (Wong, 2001). У детей старше 7 лет обычно можно использовать числовую шка­лу или ее визуальный аналог, либо графическую шкалу с подписями. Шкала FLACC (Face — лицо, Legs — ноги, Activity — активность, Cry — плач, Consolability — возмож­ность успокоить) предназначена для оценки боли по поведению, и исходно разработана

для измерения интенсивности боли у маленьких детей в послеоперационном периоде (табл.). Ее можно использовать у детей, еще не умеющих говорить. Каждый из парамет­ров оценивают по шкале от 0 до 2 баллов. Результат составляет от 0 до 10 баллов.

Шкала FLACC для оценки боли по поведению

 

Балл

 

1

2

3

Лицо (Face)

Отсутствие опреде­ленного выражения или улыбка

Редкие гримасы или насупленность

Частое или постоянное нахмуренное выраже­ние, сжатые челюсти, дрожание подбородка

Ноги (Legs)

Положение нормаль­ное или расслабленное

Положение неудобное, поведение беспокойное

Ноги подняты вверх, мышцы напряжены, ре­бенок лягается

Активность (Activity), положение тела

Лежит тихо, в нор­мальном положении

Извивается, ерзает

Ребенок напряжен, изги­бается, не позволяет из­менить положение тела, выявлены судороги

Плач (Cry)

Не плачет (бодрствует или спит)

Стоны или хныканье, жалуется редко

Монотонный плач, прон­зительный крик или ры­дание, жалуется часто

Возможность

успокоить

(Consolability)

Ребенок доволен, расслаблен

Для успокоения доста­точно периодически касаться, обнимать или разговаривать

Успокоить трудно

Для контроля и купирования боли у детей используют мероприятия для умень­шения чувства страха и беспокойного поведения, усиления ощущения возможнос­ти контролировать боль, а также препараты и нелекарственные методы. Методы лекарственной терапии боли у детей и у взрослых сходные. При незначительной и умеренной боли применяют неопиоидные анальгетики (например, ацетаминофен и ибупрофен) с постепенным повышением дозы до купирующей, а при острой боли назначают опиоиды. И у взрослых, и, особенно, у детей препараты не следует вводить в/м, поскольку такой путь введения болезнен и пугает ребенка.

Дозу анальгетика определяют по клинической картине и в соответствии с мак­симальной рекомендуемой терапевтической дозой. Дозировать препараты у детей сложнее, чем у взрослых, так как необходимо учитывать массу тела ребенка и обла­дать соответствующим клиническим опытом. При облегчении боли у детей эффек­тивны нелекарственные методы — обычно это отвлечение внимания ребенка музы­кой, мультфильмами, игрой с калейдоскопом, мыльными пузырями, игрушками-ма­рионетками, рассказывающими сказки.