Как во время обследования и лечения привлечь ребенка к сотрудничеству?

Ребенку любого возраста достаточно трудно сохранять неподвижность и выпол­нять указания медсестры даже кратковременно, а тем более — длительно. Уточните у родителей, как ребенок переносил лечебные и диагностические процедуры ранее. Спросите у родителей, какими способами можно завоевать доверие и расположение их ребенка. Например, если ребенок любит какую-либо определенную игрушку или вещь, держите их под рукой. Помните, что дети очень боятся всего неизвестного.

Очень часто встревоженные и взволнованные взрослые, ухаживающие за больным ребенком, принимают этот страх за недоверие или ощущение боли.

Будьте честны с ребенком. Если процедура или лечение могут вызвать неприятные ощущения, предупредите об этом. Старшие дети и подростки ориентируются во време­ни, поэтому объяснение, что процедура займет 5 минут, для них понятно. Маленьким детям, которые еще не ориентируются в сроках, лучше привести сравнение с каким-либо действием. Например, «боль от укола пройдет, как только ты сосчитаешь до 10 или «это будет не дольше, чем приготовить бутерброд». После окончания процедуры похвалите ребенка или предложите награду, например наклейку или стакан сока. Указывайте продолжительность процедуры точно: 5 минут не должны растяги­ваться до 20; в этом случае и ребенок, и родители расстроятся и разозлятся, что при­ведет к конфликту семьи с медперсоналом. Перед продолжительными процедурами детям проводят седацию и обезболивание. Во время непродолжительных процедур ребенка можно отвлечь, поставив видео- или аудиокассету, DVD, запустив мыльные пузыри и т.п.

Неподвижности ребенка также можно добиться, правильно разместив его. Во вре­мя проведения процедуры наиболее важный человек — тот, кто его удерживает. Даже наиболее опытным медсестрам тяжело провести внутривенное вливание, если ребе­нок уворачивается. Попробуйте применить следующую тактику:

  • Удерживайте ребенка, если он дерется или толкается, но разрешите ему кри­чать, если захочет.
  • Медсестра не должна обострять ситуацию. Часто, чем больше ребенок сопротив­ляется, тем громче разговаривает медсестра, и родители начинают волноваться еще больше. Ситуация в таком случае может быстро стать неуправляемой.
  • Концентрируйте внимание на запланированных процедурах, а не на поведении ребенка.

Опишите рекомендации по обследованию детей, которым установлены ка­тетеры.

Около 25% детей, поступающих в отделения неотложной помощи, страдают хро­ническими заболеваниями, и нередко поступают с установленными шунтами, трахеостомическими трубками, периферическими венозными катетерами, гастрономи­ческими трубками.

Приводим некоторые советы по обследованию таких детей:

  • Обычные болезни развиваются у таких детей так же, как и всех остальных. Не игнорируйте наличие установленного ребенку медицинского оборудования, но и чрезмерно не фиксируйте на нем внимание.
  • У таких детей повышен риск развития инфекционных осложнений. При обсле­довании уточните наличие жалоб и симптомов, типичных для инфекций.
  • Выслушайте родителей; они хорошо знают особенности ухода за ребенком, анамнез, и замечают малейшие изменения в его состоянии.
  • Таких детей нередко приходится госпитализировать; обследовать и лечить их следует быстро.
  • У ребенка следует исключить аллергию на латекс.

Назад в раздел