Из материалов американских коллег

Важно ли при оценке состояния ребенка с травмой определять у него температуру тела?

Да. Гипотермия у детей с травмой имеет важное значение, поскольку у детей от­ношение поверхности тела к весу выше; и поэтому повышен риск потери тепла путем конвекции, теплопроводности и излучения.

В тканях гипотермия приводит к умень­шению высвобождения кислорода из гемоглобина и может способствовать развитию угрожающих жизни нарушений свертывания крови. Механизм согревания тремором у детей младше 6 месяцев, медикаментозно обездвиженных, находящихся в состоянии седации или интубированных, не функционирует, поэтому для предотвращения гипо­термии их нужно согревать извне. У всех детей с травмой необходимо быстро прове­рять, что температура тела нормальная. Всем пациентам с множественными травмами показан длительный контроль температуры. Наименее инвазивно и просто измерять температуру в мочевом пузыре, в прямой кишке или в пищеводе. С момента поступле­ния пациента в травматологическое отделение нужно применять внешнее согревание с помощью конвективного согревающего покрывала (например, Bair Hugger), теплого одеяла или конвекционной лампы. Также уменьшить потерю тепла во время интенсив­ной терапии можно, назначив вливание теплых растворов и компонентов крови.

Когда лучше обучать ребенка и его родственников мерам профилактики травм?

Недавно показано, что ухаживающие за детьми люди, обученные в период оказания первичной помощи ребенку, обеспечивают ребенку надлежащий домашний уход чаще. Также показано, что специальное консультирование по вопросам предотвращения травм во время посещения ОНП, не связанного с травмой, положительно влияет на поведение пациента после выписки — в дальнейшем его поведение обеспечивает пред­отвращение травм. Целенаправленное консультирование оказывает положительное влияние, если у человека, ухаживающего за ребенком, во время посещения ОНП по другому поводу удается выявить признаки небезопасного поведения и провести соот­ветствующее обучение. Беседы о профилактике травм во время посещений ОНП сле­дует проводить, даже если организовать их окажется непросто. В беседе о профилакти­ке травм акцентируйте внимание на типах повреждений, наиболее часто встречающих­ся в данном регионе. Наличие в ОНП буклетов, плакатов, видеоматериалов и другой информации по безопасности может побудить детей, обратившихся за помощью, и их родителей к обсуждению этих вопросов. В компьютерные шаблоны выписок из стаци­онара часто включают рекомендации по профилактике травм, например о пользовании ремнями безопасности и шлемом. Такие пункты можно включать во все выписки. В не­которых больницах пациентам выдают велосипедные шлемы или сообщают, где можно купить и как правильно использовать детские автомобильные сиденья.

Какие инструкции нужно дать родителям при выписке ребенка после легкой черепно-мозговой травмы?

Нужно научить родителей следить за тем, насколько ребенок адекватен. Ребенок должен правильно отвечать, где находится и как зовут его родителей. Нужно сооб­щить родителям о необходимости обратиться к лечащему врачу или в ОНП, если со­знание ребенка станет спутанным, появится сонливость, разовьются сильные голов­ные боли, появится фонтанирующая или упорная рвота (более 3 раз за 24 часа), на­рушатся походка или равновесие тела. Нужно рекомендовать родителям обеспечить ребенку только спокойные игры, например настольные; при головной боли ребенку

Назад в раздел