Опишите особенности переломов у детей.

Кости у детей продолжают расти, надкостница толстая и обильно кровоснабжается. Следовательно, тупой удар по кости может привести к ее изгибу, а не к пе­релому. Такие повреждения часто называют переломами по типу «зеленой ветки», или неполными переломами.

Молодые кости срастаются быстрее, поскольку их рост не закончен (костеобразование). Зона роста (эпифиз) обеспечивает продоль­ный рост кости; возраст закрытия зон роста каждой из длинных костей различен. В целом рост длинных костей прекращается к окончанию подросткового перио­да. Перелом в зоне роста (часто называемый переломом Салтера-Харриса) может привести к остановке роста пораженной кости. В ОНП проводят мероприятия для предотвращения потери функции конечности, нарушений роста, деформаций кости.

Как оценивают состояние ребенка при травме?

Принципы и приоритеты при лечении травмы (первичное и вторичное обследо­вание) у детей такие же, как у взрослых. Однако и при диагностике, и при проведе­нии вмешательств нужно учитывать анатомические и физиологические особенности детского организма. Пошаговый алгоритм первичной оценки состояния ребенка при травме представлен в таблице

Первичное обследование ребенка при травме

Исследуе­мая область

Вмешательства

Дополнения

Первичное обследование

А:Прохо- 1 димость дыхатель­ных путей / одновре­менно с иммоби­лизацией шейного отдела поз­воночника

Оцените проходимость дыхательных путей. Выявите причину обструкции: выпадение зуба, аспирация рвотных масс или другие причины, включая западе-ние языка при бессознательном состоянии пациента. Очистите дыхательные пути от предметов, закры­вающих их просвет (зуб, рвотные массы, другие инородные тела). Расположите голову так, чтобы открыть дыхательные пути; ограничьтесь выдвиже­нием челюсти вперед, избегая движений в шейном отделе позвоночника. Поддерживайте положение шейного отдела нейтральным. Оцените правиль­ность подбора шейного корсета, аппарата для иммо­билизации шейного отдела позвоночника или других приспособлений для иммобилизации по размеру и расположению. Откроите шейный корсет и оцените степень смещения трахеи и растяжения яремных вен

Напомните ребенку, что на вопросы нужно отве­чать словами, а не кивком. Шейный корсет надет правильно, если подборо­док ребенка находится в выемке для подбородка, основание корсета опира­ется на грудину, и корсет не закрывает уши. Бели ребенок младше 3 лет, убедитесь, что под поясницу ему подложен матрас, чтобы обеспечить нейтральное положение позвоночника

В: Дыхание

Выслушайте дыхательные шумы на передней стенке грудной клетки и в подмышечных впадинах, опре­делите наличие и симметричность звуков. Оцените частоту и качество дыхательных движений; исклю­чите дыхательную недостаточность и одышку. На­значьте ингаляцию кислорода с высокой скоростью через маску с клапаном. Подготовьте пациента к ин­тубации, если она необходима. Осмотрите грудную клетку для выявления ушибов, проникающих ран, ссадин, парадоксальных дыхательных движений

Дыхательные шумы у детей хорошо прово­дятся через грудную стенку, особенно при плаче; у маленьких де­тей флотация грудной клетки наблюдается редко

С: Крово­обращение

Пропальпируйте верхушечный толчок и оцените частоту, ритмичность и свойства сердечных сокраще­ний; сравните верхушечный толчок с периферичес­ким пульсом. Определите время наполнения капил­ляров (должно быть меньше 2 секунд). Определите цвет кожи, ее температуру и влажность. Выявите от­крытые раны и места неконтролируемого кровотече­ния; наложите на все кровоточащие участки давящие повязки. Оцените сосудистый доступ; место и тип доступа зависят от состояния пациента

У ребенка можно вы­явить врожденный порок сердца, а также функциональные и патологические шумы. Обратите внимание на шрамы на грудной стен­ке после хирургических вмешательств в анамне­зе. Уточните у пациента наличие у него заболе­ваний сердца. При СЛР или тяжелом шоке, если внутривенный доступ быстро установить слож­но, можно сформировать внутрикостный доступ

Исследуе­мая область

Вмешательства

Дополнения

D: Уровень сознания

Оцените уровень сознания по реакции на словесные

и болевые раздражители:

А — alert; сознание сохранено,

V = verbal stimuli; пациент реагирует на обращенную

к нему речь,

Р = painful stimuli; пациент реагирует на болевые стимулы,

U - unresponsive; отсутствие реакций. У грудных детей оцените фиксацию взгляда и ре­акцию на лица родных и на предметы. Осмотрите зрачки, оценив их диаметр, реакцию на свет и сим­метричность

Легкая анизокория (неодинаковый размер зрачков) и косоглазие возможны и в норме, но нужно убедиться в отсутствии наруше­ний путем дальнейшего наблюдения или рас­спроса родителей

Какое оборудование необходимо иметь в ОНП для оказания помощи детям при травме?

Набор оборудования определяют в зависимости от потока поступающих детей с травмой и от необходимого уровня оказания травматологической помощи. Все отделения необходимо обеспечить ресурсами для лечения и стабилизации состояния травмированного ребенка до уровня, позволяющего транспортировать его далее. Не­обходимы оборудование для обеспечения проходимости дыхательных путей и для стабилизации шейного отдела позвоночника, системы для подачи кислорода, аппараты для ручной вентиляции легких с масками, приспособления для поддержания дыхательных путей в открытом состоянии, эндотрахеальные трубки (ЭТТ), детские манжетки для тонометров, детские внутривенные (в/в) катетеры и иглы для пунк­ции кости, а также оборудование для согревания ребенка. В дополнение к указанным оборудованию и ресурсам в ОНП, где оказывают помощь детям, следует иметь запас лекарств для проведения интенсивной терапии. Ресурсы для обеспечения помощи детям описаны также в главе 36.

Национальный союз по снабжению педиатрических неотложных медицинских служб США опубликовал рекомендации по их оборудованию и снабжению. Амери­канская коллегия хирургов также разработала рекомендации по требованиям к обо­рудованию аккредитованных травматологических центров. Дополнительное обору­дование перечислено также в ряде других публикаций, например, в руководстве по интенсивной терапии в педиатрии (ИТП), выпущенном Американской ассоциацией кардиологов. Не менее важно обучить персонал работе с данным оборудованием. По вопросам выбора оборудования и обучения персонала ОНП могут взаимодействовать с детскими травматологическими центрами.

Назад в раздел