Проблемы взаимоотношения  врача и пациента могут строиться по двум линиям. Одна из них – это этико-деонтологическая, когда речь идет просто об отношениях двух людей,    которые регулируются  морально-этическими рамками, нормами. Вторая линия – юридическая. Об этом сказано в концепции  информированного добровольного согласия. (ИДС).

Права больных в нашей стране закреплены в Конституции РФ,  «Основах законодательства  РФ об охране  здоровья граждан», М., 22.07.1993, и в ряде других документов ( Перечень основных документов см. в списке  литературы).

Прибыв к больному, врач в соответствии с концепцией  ИДС  должен объяснить  ему предполагаемый  объем обследования, и в зависимости от поставленного диагноза – лечение  (или применительно к «скорой» -  оказание помощи).  Наиболее   частые причины  нарушения прав больных  при оказании экстренной помощи – 1.Отсутствие психологического контакта с больным (пострадавшим) и 2. Экстремальность ситуации. Иногда первое может зависеть от второго,  а чаще    оба фактора действуют одновременно,  что может приводить к  взаимоусилению их.  К  сожалению, приходится сталкиваться  и с еще одним фактором: 3. Незнание медицинским работником прав больного.   Основные права больных изложены  в ст. 30  «Основ  законодательства РФ  об охране здоровья граждан» (ОЗОЗ), принятых Государственной Думой РФ в 1993 г. 

В случае нарушения своих прав пациент может обращаться  непосредственно к руководителю или другим должностным лицам учреждения, где ему  оказывалась помощь, в медицинские ассоциации, лицензионные комиссии или в суд.  До сих пор многие врачи, воспитанные в командно-административной системе,  привыкли к патернализму, исключающему участие больного в лечебном процессе, тем более в оказании  экстренной помощи,  на том основании, что больной не имеет медицинского образования.  Не следует забывать, что «Современный человек должен знать правду о своем здоровье, так как является не только объектом лечения,   но и его естественным участником. Врач в союзе с больным – дважды врач» (А. Л. Мясников).  Врач не должен забывать,  что права пациента регламентированы  законодательством, поэтому их нарушение без достаточных оснований ведет к  различным формам  юридической  ответственности, вплоть до уголовной. (Подробно с этической и юридической ответственностью  врача скорой медицинской помощи можно ознакомиться  в Руководстве для врачей  скорой медицинской помощи, издания 2001 или 2005 г.г.)

С позиций  ИДС, если больной, к примеру,  поинтересуется своим   артериальным давлением, врач не должен делать из этого секрета. Старое объяснение, что это делается в интересах больного, не выдерживает никакой критики, сейчас это рассматривается как архаизм.  Это давно отжившая отговорка.  Техническая оснащенность современного больного  такова, что он сможет узнать  интересующие  его цифры без всякого  труда. А врач, скрывший истинные цифры, или что еще хуже – сказавший неправду (обманул!)  не может рассчитывать на доверие больного.

Отношения строятся по принципу: «То, что хочет знать больной и то, что считает нужным сказать врач». Понятие  о врачебной тайне  сейчас трактуется так, что  больной  дает согласие на сообщение  о  его болезни   (диагнозе) тому или иному родственнику.  Раньше    о  «тяжелом»     диагнозе сообщали прежде  родственнику. Теперь этого делать нельзя.