Истерический невроз (ситуативно обусловленные пси­хические и соматические расстройства) чаще возникает у подростков с истероидными чертами характера. В основе ис­терического невроза лежат стремление к самоутверждению, протест против ограничения честолюбивых и тщеславных притязаний, попытка избежать чувства неполноценности, возникающего вследствие конфликта личности с явно за­вышенной самооценкой и реальностью, указывающей этой личности подобающее ей место. Патогенными могут ока­заться неудачи в учебе, попытках реализовать свои притяза­ния в художественной самодеятельности, спорте. В качестве психотравмирующих факторов отмечаются контрастные смены типов воспитания (например, «от оранжерейного» к отвергающему), рождение другого ребенка, ревность к чужому успеху и пр. В подростковом возрасте особенно значимыми становятся ситуации неприятия сверстника­ми, когда кумир родителей превращается в отвергаемого и осмеиваемого изгоя или шуга в коллективе сверстников. Симптоматика истерического невроза демонстративна, имеет четкую направленность на окружающих (родителей, учителей, соучеников, предмет симпатии).

Истерия — целевой невроз. Важно понять, чего невротик добивается, от какой неприятности бежит. Это важнейший этап в диагностике истерического невроза. Классические истерические симптомы — параличи, припадки, слепота, глухота — сегодня встречаются редко. Чаще это жалобы на головную боль, сердцебиение, приступы удушья, заикание, утрату аппетита. Головная боль находится, как правило, в тесной связи с учебой в школе. Она исчезает перед вы­ходными и на каникулах, носит драматический характер. Подросток жалуется на неимоверную боль, стягивает голо­ву полотенцем, терроризируя этим полотенцем домашних.

Истерический невроз может вовлекать в систему истери­ческого реагирования симптомы объективно существующей патологии, которые усиливаются (аггравация) и активно демонстрируются. При этом действует механизм условной приятности или желательности этого симптома. В необ­ходимых ситуациях, например, при устном ответе у доски, может усиливаться ранее возникшее по другим механизмам заикание. Для чисто истерического заикания характерно исчезновение заикания вне психотравмирующей обстанов­ки и способность имитировать его произвольно. Если гар­мония наступает с появлением болезненных симптомов, значит, именно такой способ реагирования естественен для этой личности, определяет характер ее партнерства с жиз­ненными сложностями.

Нередко подростки рассказывают о якобы пережитых ими состояниях, симптомы которых почерпнуты из пси­хиатрических пособий или от других больных. Обычно убежденно и даже с экзальтацией преподносятся расска­зы о галлюцинациях (черепах, скелетах), провалах памяти, наплывах мыслей, утрате чувств. В отличие от симулянта, невротик убеждает не только других, но и себя в реально­сти пережитого. Следует иметь в виду, что истерическая симптоматика тесно спаяна с личностью, в определенной степени адаптирует к действительности, часто удобна для пациента, поскольку обеспечивает ему возможность мани­пулировать окружающими и управлять ситуацией. В этом причина нередко наблюдающегося сопротивления пациен­та психотерапевтическому воздействию и лечению в целом. Несмотря на то что прогноз при истерическом неврозе в целом благоприятен, повторная психотравматизация спо­собствует рецидивированию невротических проявлений и затяжному течению невроза.