Чаще других форм у подростков встречается неврасте­ния. Наиболее уязвимы в отношении неврастении подрост­ки с акцентуацией по астеническому типу. В клинической картине преобладает сочетание повышенной утомляемо­сти с раздражительностью. Основное проявление гипер­стенического варианта неврастении — кратковременные всплески бурного аффекта по незначительным поводам с быстрым угасанием (истощением) аффекта. Трудно перено­сятся яркий свет, резкие звуки. Подросток жалуется, что он устал, измотан, что у него нет ни сил, ни желаний, обострен­но воспринимает любые замечания в свой адрес. Особенно раздражительны подростки-неврастеники с родителями и близкими людьми. Характерны беспокойный ночной сон с кошмарами и повторными пробуждениями, утренние голов­ные боли, жалобы на рассеянное внимание, плохую память.

При гипостеническом варианте преобладают утомляе­мость, плаксивость, вялость, сонливость. Ночной сон не приносит бодрости. Постоянная головная боль, многооб­разные соматические жалобы (сердце, желудок и т.д.). Для обоих вариантов неврастении у подростков характерна ве- ж гетативная лабильность (колебания давления и пульса, го­ловокружение, тошнота, кишечные спазмы и пр.).

Причиной неврастении особенно часто бывает неудача при достижении субъективно значимой цели. Факт пере­утомления имеет подчиненное значение, поскольку даже длительный отдых не ведет к выздоровлению. Невроз обыч­но не развивается, если даже при очень больших усилиях успешно достигнута поставленная цель. Течение неврасте­нии затяжное (месяцы, иногда годы).   |

Невроз навязчивых состояний чаще всего развивает­ся у подростков с психастенической и сенситивнои акцен­туацией. В психогенезе невроза навязчивых состояний роль почвы (в частности, особенностей характера) особенно велика. Эти дети мнительны и эгоцентричны, тревожны и педантичны, честолюбивы и впечатлительны, стремятся к максимальным достижениям и в то же время не уверены в своих силах. Для формирования невротического комплек­са необходимы затяжные психотравмирующие ситуации: нарушение контактов, трудности в учебе, крах притязаний, череда неудач, неразрешимые конфликты, разлад в семье, серьезные соматические болезни родителей и т.д.

Подросток с описанным характерологическим премор- бидом особенно остро воспринимает столкновения с действительностью, угрозу семейному благополучию, бло­каду притязаний, возможность умереть и пр. Синдром навязчивости может проявляться в интеллектуальной сфере (мысли, представления, воспоминания), в эмоцио­нальной (страхи) и двигательной (движения, действия). Навязчивости возникают непроизвольно, больной сохраня­ет понимание чуждости, ненужности этих страхов, мыслей, действий, пытается бороться с ними. Преодоление навязчи­вости оставляет состояние дискомфорта, а реализация ее ве­дет к успокоению. Из навязчивых страхов (фобий) наиболее характерны для подростков страх заражения, загрязнения (мизофобия), острых предметов (оксифобия), навязчивые ипохондрические опасения (кардиофобия, канцерофобия и т.д.), боязнь публично покраснеть (эритрофобия) или по­вести себя неадекватно в ситуации, жестко регламентирую­щей поведение (например, на похоронах или в храме). Для подавления страхов вырабатываются навязчивые защитные ритуалы (движения, действия). Больные часто и подолгу моют руки, подсчитывают иголки, стараются не пользовать­ся ножом и вилкой и т.д. В основе большинства навязчивых страхов лежит страх смерти (танатофобия). Часто встре­чающиеся у детей боязнь темноты, одиночества, животных подросткам не свойственны.

Навязчивые движения и действия — это попытка симво­лически преодолеть неприятные обстоятельства, освобо­диться от гнетущей тревоги. Подростки часто прибегают к защитным ритуалам при приближении психотравмирующей ситуации. Например, чтобы учитель не вызвал к доске, необ­ходимо трижды прикоснуться носом к парте. Прерывание ритуала весьма тягостно для больного. Среди навязчиво­стей определенное место занимают контрастные мысли, представления, побуждения. К ним относятся появление дурных мыслей о человеке, глубоко уважаемом самим под­ростком, субъективно крайне неприятные представления об интимной жизни родителей и т.д. Несмотря на противо­речие этих мыслей истинным установкам личности и на их контролируемость, они формируют чувство вины и подав­ленности. Контрастные навязчивые состояния особенно ха­рактерны для впечатлительных и ранимых личностей.

Невроз навязчивых состояний имеет затяжное течение, но, несмотря на нередко мучительный характер пережи­ваний, больные остаются социально адаптированными. Наслоение новых психотравм способствует рецидивированию невроза.