Неприятие коллективом сверстников обусловливает пре­бывание в психологической изоляции, крайне болезненно переживаемой подростком. Ощущение разобщенности, одиночество могут стать источником невротических сры­вов. Частая смена школьного коллектива тоже может стать толчком к возникновению невроза. Необходимость каж­дый раз приспосабливаться к новым товарищам и учителям может постепенно истощить адаптационные возможности подростка, тем более что психотравмирующим фактором является и ломка сложившегося стереотипа.

Особенности переходного возраста, характеризующие­ся эмоционально насыщенными отношениями со свер­стниками, стремлением быть равноправным в коллективе класса, страхом быть отвергнутым, вместе с потребностью в самоутверждении, склонностью к самоанализу, «уходу в себя», стремлением к автономности, потребностью в неза­висимости, способствуют столкновению противоположных тенденций, внутреннему психологическому конфликту, спо­собному достичь степени невротического.

В возникновении и формировании невроза обычно принимают участие многие психотравмирующие обстоя­тельства, но у большинства лишь какое-то одно в силу его особой значимости для конкретного больного является неврозогенным фактором. Поиск причин невроза у под­ростков весьма трудная задача. Неопытный врач склонен проецировать на представленную ему ситуацию свои уста­новки, принципы, собственные конфликты и считать при­чиной невроза смерть бабушки, коммунальные склоки, пьянство отца и т.д., в то время как подросток может быть равнодушным к этим ситуациям, а истинная причина может оказаться вовсе не очевидной.

Клиническая картина неврозов у подростков приближа­ется к таковой у взрослых. Возрастное своеобразие окрашивает психогенные факторы. Кроме того, прослеживается определенная связь клинических форм с особенностями характера.