Одно из проявлений невротического состояния детского возраста — тики, судорожные сокращения в мышцах лица, шеи, головы и верхних конечностей. Тики возникают по типу целенаправленного акта, утратившего свою первона­чальную функцию. Например, ребенок подергивает плечом, будто его стесняет одежда, моргает, будто хочет смахнуть соринку из глаза, встряхивает головой, как бы откидывая волосы. Тики внешне напоминают защитный рефлекс, но лишь иногда действительно представляют собою фиксацию защитного рефлекса, чаще в основе тиков иная психогенная причина. Тикозные движения сильнее и быстрее защитных рефлексов, часто серийны и скорее напоминают клонические движения, хотя и не тождественны им. Большинство исследователей считают причинными факторами невроти­ческих тиков сочетание длительной психотравмирующей ситуации и местного раздражения, вызвавшего рефлек­торную защитную реакцию. Определенная роль отводится системной слабости стриопаллидарных структур. Нередок невропатический фон. Некоторые авторы рассматривают тики как этап развития невроза навязчивых движений.

Клиника тиков однотипна. Локализация может меняться. Субъективно дети считают тики болезненной привычкой, активно преодолеть ее не пытаются. Могут задержать тик волевым усилием, но при этом отмечаются беспокойство, тревожность, эмоциональное напряжение. При волнении и утомлении тики учащаются. Невротическая реакция на пси­хотравму в виде тиков может быть непродолжительной (до месяца), а может фиксироваться, сопровождаясь другими невротическими проявлениями (астенией, расстройствами сна и пр.), приобретая рецидивирующее течение.

Невротические тики следует дифференцировать с невро­зоподобными органического происхождения и с органиче­скими насильственными гиперкинезами. Неврозоподобные тики стереотипны, монотонны, выступают на психоорга­ническом фоне. Гиперкинезы невозможно подавить уси­лием воли, им свойственны большой размах движений, отсутствие внешне защитного характера и компонента целесообразности.

Для установления наличия расстройств сна имеет зна­чение не столько продолжительность, сколько глубина сна и длительность засыпания. У младших детей непо­средственным поводом к возникновению расстройств сна бывают психотравмирующие факторы, действующие в ве­черние часы: ссоры родителей, страшные фильмы и сказ­ки. Способствующий фактор — невропатический фон. Патогенез невротических расстройств сна не изучен.

Клиника расстройств сна представлена нарушениями засыпания, расстройством глубины сна с ночными про- буждениями, страхами, снохождением и сноговорением. Нарушение засыпания практически не бывает изолирован­ным. Замедленное (до 1-2 часов) засыпание сочетается с различными опасениями (темноты и пр.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос).

В младшем возрасте возможны длительные (на 1-2 часа) пробуждения ночью. При этом ребенок спокойно играет своими ручками, что-то тихонько напевает. Ночные стра­хи у дошкольников и младших школьников отражают пси­хотравмирующие обстоятельства и дневные впечатления. Невротические снохождения и сноговорения связаны с содержанием сновидений, отражают психотравмирующие переживания. Нередко во время них возможен контакт с ре­бенком, что исключено при эпилептических автоматизмах. Кроме того, невротические страхи и снохождения более длительны. У эпилептика с течением времени появляются другие эпилептические симптомы (судороги, дисфории и пр.), меняется личность и т.д. У невротика смена обстанов­ки, привычных раздражителей нередко способствует ис­чезновению ночных страхов, но при помещении в прежнюю ситуацию они могут возобновиться.