В.В. Ковалев рассматривает значительную часть реакций пассивного протеста в качестве примитивных истерических реакций, закрепившихся по механизму «условной желатель­ности» как средство избавления от трудной ситуации. Этот механизм лежит в основе реакций протеста, протекающих в виде повторных рвот, энуреза, энкопреза, мутизма, которые

В.В. Ковалев отграничивает от основанных на переживани­ях обиды, ущемленного самолюбия, желания отомстить и т.п. истинных реакций протеста. К этому можно добавить, что протест, проявляющийся в регрессивном поведении, со­держит не только мольбу о сочувствии, но и желание нака­зать за причиненные трудности и неудобства, конечно, на не вполне осознаваемом уровне.

Имитационное поведение характеризуется копиро­ванием внешнего облика, суждений или поведения авто­ритетных личностей. Дети обычно подражают старшим, а подростки — лидерам среди сверстников, героям книг и кинофильмов, идолам молодежной моды. Имитация далеко не всегда имеет социально положительную направленность. Нередко с подражания начинается употребление табака, алкоголя, наркотиков, асоциальное и криминальное пове­дение. Подражание свойственно истерическим и неустойчи­вым личностям, а также подросткам, поведение которых не определяется достаточно сложной мотивацией. Последнее подтверждается ростом криминального поведения среди духовно убогих после просмотра фильмов, пропагандирую­щих насилие, или увеличение суицидов после телепередач с демонстрацией самоубийств. Социально-отрицательная имитация — это негатив с модели, навязываемой в качестве предмета для подражания. Делать что-то нарочито проти­воположное, по существу, разновидность подражания. В определенной мере движение хиппи — протест и вызов рес­пектабельному истеблишменту — пример отрицательной имитации. То же относится к увлечению нацистской симво­ликой, когда, среди других причин, «перекормленность со­ветским позитивом» делала привлекательной идеологию и атрибутику формально противоположного полюса.

Компенсационное и гиперкомпенсационное поведе­ние маскирует слабость подростка в той или иной области. Компенсационное поведение, будучи формой психологиче­ской защиты личности с комплексом неполноценности, свя­занным с психологическим или физическим недостатком, проявляется стремлением восполнить несостоятельность в учебе ролью заводилы в классе или физическую слабость компенсировать энциклопедическими знаниями. При гипер- компенсаторном поведении подросток стремится достичь успехов именно в той сфере деятельности, в которой он слаб. Так, боящийся высоты начинает заниматься парашютным спортом, а подвергающийся побоям добивается успехов в секции бокса. При гиперкомпенсации защитные формы по­ведения приобретают иногда гипертрофированный характер с неприятными последствиями. К примеру, обучившийся кулачному бою бывший всеми третируемый пария и изгой составляет список давних обидчиков и по очереди «восста­навливает справедливость», что влечет за собой репрессии со стороны школы, родительского комитета и пр.

Эмансипационное поведение характеризуется повы­шенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от взрослых, потребностью освободиться от контроля и опеки, проявляется желанием делать все по- своему, наперекор, несогласием с установленными старшим поколением порядками, нетерпимостью к возражениям и критике в свой адрес. Эмансипационное поведение, яв­ляющееся вместе с протестом и подражанием слагаемыми подростковой субкультуры, предусматривает отличные от принятых у взрослых моду, вкусы, взгляды, язык (жаргон). Подросток сразу и бунтарь, и конформист. Бунтуя против взрослых, копирует ровесников. Борьба за самостоятель­ность часто ограничивается лишь внешними чертами не­похожести, критиканством по отношению к общественным институтам и ценностям. Возникновению эмансипацион­ного поведения способствуют чрезмерная опека, мелоч­ный контроль, лишение минимальной самостоятельности, отношение к подростку как к ребенку. В крайних случаях, эмансипируясь, подростки уходят из дома, стремясь жить отдельно от семьи, бродяжничают, реже самостоятельно устраиваются на работу, живут в общежитии. Выраженное эмансипационное поведение более свойственно подрост­кам с возбудимыми чертами характера.