Безвыходная, по мнению ребенка, критическая ситуация внезапно, по механизму «короткого замыкания», может привести к решению покончить с собой без оглядки на воз­можные последствия..Желание умереть может возникнуть быстро, без предшествующих мыслей и представлений, в связи с бурным аффектом гнева, обиды или страха (при гро­зящем разоблачении неблаговидных дел, незаслуженном, особенно публичном унижении, оскорблении и т.п.). Способ самоубийства случаен, зависит от обстановки. Это нанесе­ние порезов, вскрытие вен, отравление газом, лекарствами, средствами бытовой химии. На высоте аффекта нет време­ни для раздумий о действенности того или иного способа самоубийства. Суицидные попытки редко ведут к смерти, так как дети плохо представляют силу действия принятых средств. Однако именно неумелость и некомпетентность могут стать причиной летального исхода. Острые аффек­тивные суицидные реакции свойственны детям с эпилепто- идными, циклоидными, неустойчивыми чертами характера.

Ситуативно обусловленные уходы из дома (интерната, лагеря) вызваны потребностью немедленно оказаться вне психотравмирующей ситуации. Причинами таких уходов могут быть страх наказания или эмоциональное отверже­ние в семье, угроза расправы со стороны сверстников. Эти побеги заранее не планируются, совершаются, как правило, в одиночку. Ребенок хочет забыться, отвлечься от непри­ятных переживаний, испытать приятные ощущения. Такие уходы обычны для детей с неустойчивыми и сенситивными чертами.

Проявления острых аффективных реакций могут быть окрашены демонстративностью. Причинами демонстратив­ных аффективных реакций служат обиды со стороны эмоци­онально значимых лиц, страх разоблачения или наказания и т.д. Демонстративные действия направлены на то, чтобы избавиться от неприятностей, вызвать жалость, сохранить доброе отношение родных и сверстников. Наиболее часто в качестве демонстрации используются угрозы самоубийства, рискованные действия, самоповреждения, изображение на­мерения расстаться с жизнью. Покушения на собственную жизнь осуществляются при людях, с оповещением через записки о виновнике «безвыходной» ситуации. При этом наносятся поверхностные порезы предплечий («вскрытие вен»), прием горстями не очень токсичных лекарств, рас­пахивание окон и пр. Демонстративные аффективные реак­ции могут проявиться бегством в болезнь или шокирующим поведением (нарочитыми выпивками, кражами и т.п.). Демонстративные аффективные реакции более свойствен­ны истероидным личностям.

Психологические особенности переходного возраста определяют своеобразные модели поведения. К формам по­ведения (реакциям), свойственным детям, относятся опи­санные французскими авторами (А. Мишо и др.) реакции отказа, протеста, имитации, компенсации и гиперкомпен­сации. Для подростков более характерны бродяжничество, суицидное поведение и выделенные А.Е. Аичко увлечения, реакции эмансипации и группирования. Жесткой привяз­ки реакций к возрасту нет. Речь идет лишь о большей или меньшей характерности. У подростков (особенно инфан­тильных) нередко наблюдаются детские формы реагирова­ния, а дети могут и бродяжничать, и по разным причинам хотеть расстаться с жизнью.

Жесткая рубрификация поведенческих реакций, как лю­бая классификация, несет в себе элемент искусственности, поскольку перечисленные варианты реагирования в чистом виде практически не встречаются, почти во всех формах реакций прослеживается протестная составляющая, на си­туацию реагирует личность в целом, а не отдельные ее ради­калы. Называть реакцией более или менее стабильный тип поведения не всегда удобно, поэтому лучше пользоваться термином «реакция» при описании наиболее адекватных ему форм реагирования личности на ситуацию.

Разновидностью протестного поведения является реак­ция отказа (от общения, еды, игр, посещения уроков) при внезапном отрыве от привычной обстановки — семьи, ком­пании сверстников. Причинами такой реакции могут стать помещение в детсад, больницу, другую школу, чужую семью. Эта форма поведения характерна для детей и инфантильных подростков. Неделикатность учителя и ущемленное само­любие могут объяснить отказ ребенка из неблагополучной семьи писать сочинение на тему «Кто мои родители» или «Как я провел лето» и т.д., а явно предвзятое отношение — отказ посещать уроки вообще.

Протестное поведение, вызванное психологически трудной ситуацией (обида, неудовлетворение капризов, ущемление самолюбия и т.д.), проявляется в непослушании, грубости, агрессии, наговорах, порче вещей, уходах из до­му, суицидном поведении и употреблении алкоголя и нар­котиков и пр. В ряде случаев оно носит демонстративный характер и служит сигналом для взрослых при чрезмерных с их стороны требованиях, непосильной нагрузке, умень­шении внимания к ребенку, связанном с приходом в семью мачехи или отчима, рождением второго ребенка и т.д. Тип протестного поведения во многом зависит от особенностей личности. Стеничные, упрямые, возбудимые склонны к ак­тивным, а робкие, тормозимые, неуверенные в себе — к пас­сивным (уходы, самоповреждения и т.д.) формам протеста. Разделение протестного поведения на активное и пассивное достаточно условно, так как и пассивный протест требует достаточной энергии и эмоционального оснащения.