Основная цель при работе с истероидными личностя­ми — это научить их делать не то, что хочется, а то, что тре­буется, то, что нужно. Это относится в равной степени и к неустойчивым детям и подросткам. Весьма полезно, так же как и в работе с тревожно-мнительными и психастеника­ми, обязательное, а для истероида даже утрированное одо­брение самой небольшой победы над самим собой. Надо учитывать, что истероиды плохо переносят одиночество и невнимание к себе, быстро привыкают к врачу, и так вы­страивать линию поведения, тон бесед, чтобы тактично поддерживалась определенная дистанция между врачом и пациентом. В противном случае истероиды очень быстро «садятся на голову». В связи с повышенной самооценкой и тщеславием следует рекомендовать им такую деятельность или игровые ситуации, при которых занятие первого места было бы неактуальным.

Неустойчивым детям и подросткам полезна строгая ре­гламентация режима и поведения, которая ими неплохо переносится, и крайне вредны безделье и отсутствие пози­тивных увлечений. Задания нужно тщательно дозировать, от простых к сложным переходить постепенно, при выпол­нении каждого задания необходимы постоянный контроль, требование обязательного завершения, доведения работы до конца. Постоянный контроль за неустойчивыми детьми должен сочетаться с подбором круга общения, который ока­зывал бы благотворное воздействие.

Для более или менее успешной социальной адаптации психопата при выборе профессии нужно учитывать ха­рактерные для него особенности. Гипертим, как я уже го­ворил, хорош в роли администратора, торгового агента, тревожно-мнительный — хороший исполнитель, шизоид — «кабинетный» работник. При декомпенсациях психопа­тий возникает необходимость медикаментозного лечения. Общие принципы медикаментозного лечения: проведение комбинированной терапии транквилизаторами, антиде­прессантами, нейролептиками с включением общеукрепля­ющего лечения, витаминотерапии и пр. Дозы лекарств и длительность терапии зависят от клиники и особенностей реагирования больного. В большинстве случаев вначале проводится седативная, а затем — тонизирующая терапия. При медикаментозном лечении нужно учитывать возмож­ность извращенных и необычных реакций на лекарства.

Постоянно обсуждается вопрос, в каком возрасте мож­но ставить диагноз «психопатия». Дискуссии обусловлены разными взглядами на сроки становления психопатии, со­циальными последствиями диагноза и т.д. Разные формы психопатии выявляются в разном возрасте, и диагноз дол­жен ставиться при ее выявлении. Рассчитывать на то, что психопатия со временем исчезнет, не приходится, а соци­альные последствия диагноза медицинской проблемой не являются. При должном отношении к понятию «врачебная тайна» социальные последствия вообще неактуальны до совершеннолетия.

Психопатия — многослойный феномен. Ее основу со­ставляет конституционально обусловленный примат эмоционально-волевой сферы над другими сторонами лич­ности. Именно это определяет слабый контроль над побуж­дениями, стиль поведения и такие качества личности, как общий эмоциональный тонус, экстра- и интравертирован- ность, инфантилизм и эгоизм, вязкость и взрывчатость, непреклонность и односторонность, хрупкость и толстоко­жесть, слабость интуиции и пр. Эти базовые биологические характеристики, естественно, не могут быть предметом нравственных оценок.

В качестве «надстроечных» выступают уже в некото­рой степени определяющие отношение к миру и людям мрачность и жизнелюбие, общительность и закрытость, мечтательность и прагматизм, подозрительность и застен­чивость, обидчивость, нудность, страстность, артистизм и т.п. Названные характеристики более «психичны» и соци­альны, но в целом тоже нравственно нейтральны.

Еще более социальные и вполне поддающиеся этическим оценкам, уже позволяющие судить о качестве личности лицемерие и хвастовство, упрямство и лживость, разнуз­данность и авантюризм, отзывчивость и дружелюбие, дели­катность и правдивость, завистливость и жестокость могут встретиться при любой психопатии, но все же тяготение к определенным типам прослеживается достаточно четко. Попутно отметим, что констелляция положительных ка­честв образует не личность, а бесплотную схему. Большие и маленькие слабости (не станем называть их социально­негативными) если не создают характер, то, по крайней мере, наделяют его индивидуальностью, а главное, узна­ваемостью. При этом жесткой и прямой связи между кон­кретным психотипом и нравственным его содержанием не существует.

Можно предположить, что те, кто страдает от своего ха­рактера (психастеники и сенситивы особенно), кому трудно с самим собой, тот более открыт для нравственных посылов и запретов. В широком смысле страданием вполне могут считаться недовольство собой и постоянное самоедство, сомнения и неуверенность в себе, хрупкость, ранимость, хроническое пребывание в обиженном состоянии, пережи­вание собственной слабости, неполноценности, то есть кор­невые свойства сенситивных и тревожных натур. Ф. Ницше, кстати, связывал осознание человеком своего страдания и слабости с принятием любви, терпения, смирения и мило­сердия в качестве новых нравственных категорий и зарож­дением на их основе христианства как религии совести и сострадания.

Между страданием и способностью к состраданию жест­ких корреляций нет. Счастливый и богатый может быть и открыт, и глух к чужим бедам. В свою очередь избыток стра­даний может определять прошлое как праведника, так и че­ловеконенавистника. Сенситивность и психастеничность, возможно, предрасполагают, но ни в коей мере не обязы­вают к восприятию и усвоению нравственных постулатов. Нравственный — не обязательно много страдавший, но обя­зательно совестливый.

По-видимому, совесть, этот универсальный регулятор поведения, распределен среди людей, в том числе среди психопатических личностей, не поровну. И там, где он пло­хо срабатывает, включается другой ограничитель — страх. Даже обделив кого-то совестью, умная природа почти всех наделила инстинктом самосохранения (в данном контексте его синонимы — страх или разум). Что касается страстей и желаний (побудительных мотивов поступков), то они вне нравственных оценок, искоренению не подлежат, поскольку являют собою природу человека. Но, направляя поведенче­скую стратегию, реализуются они в формах, определяемых его цивилизованностью, культурой и нравственными им­перативами. Итак, поступки и поведение этически регла­ментированы, регулируются, как сказано выше, страхом и совестью. В тех нечастых случаях, когда отсутствует и то, и другое, поведение в целом предсказуемо, так как определя­ется побуждениями, которым альтруистичность обычно не свойственна. Возможно, именно в зависимости от степени влияния на поведение совести и страха психопат позволя­ет или не позволяет себе в определенных обстоятельствах проявлять свои специфические особенности.