Лечение психопатий должно проводиться психиатром. Психопаты плохо поддаются психотерапии, поскольку их аномалии коренятся прежде всего в их внутреннем предрасположении. Лекарственная терапия используется в период декомпенсаций. Биологическое (лекарственное) ле­чение характера (а психопатия — это характер) само по се­бе бесперспективно, ибо характер — это судьба, и «можно лечить болезни, но не судьбы» (К. Шнайдер). Бессмысленно лечить лекарствами от склонности к интригам, сплетням, от коварства или излишней ранимости. Но при декомпен­сациях, психопатических кризах происходит углубление, «утяжеление» психопатий. Появляются требующие уже ле­карственного воздействия расстройства сна, настроения в виде депрессий и дисфорий, астенические и обсессивные состояния, сверхценные идеи и психопатическое возбужде­ние и т.д. Из вышесказанного следует вывод о важной роли профилактики декомпенсаций и лечебно-педагогической работы с психопатическими детьми и подростками.

В связи с тем, что декомпенсации психопатий часто вы­зываются микросредовыми влияниями (особенно семейны­ми), необходимо начинать профилактику с возможно более ранней нормализации семьи. Родителей с аномальными характерами, асоциальными наклонностями следует выяв­лять не тогда, когда возникает необходимость применения к их детям медицинских или социальных мер, но с первых дней жизни ребенка. Система воздействия на такую семью должна быть комплексной, включающей в себя весь спектр мероприятий: от семейной психотерапии, направленной на оздоровление внутрисемейного климата, и коррекции си­стемы воспитания вплоть до изъятия ребенка из семьи в случаях ее выраженной антисоциальной направленности. Особое внимание следует уделять подросткам в пубертат­ном периоде, когда нередко происходит выявление психо­патии, возникает склонность к асоциальному поведению.

Эффективность профилактики декомпенсаций зависит от генетической формы психопатии. В целях предупрежде­ния опасных (декомпенсирующих) ситуаций рекомендовать деятельность (в том числе в профессиональном плане), кото­рая не будет предъявлять повышенных требований к слабым сторонам личности и, наоборот, использовать в обществен­но полезном смысле характерологические устремления. Так, при работе с эпилептоидными подростками важна кор­рекция их отношения к окружающим с преодолением свой­ственных им эгоизма и взрывчатости, тренировка волевых задержек, приучение к труду, требующему терпения, внима­ния, сосредоточенности (моделирование, конструирование, сборка микросхем, фотографирование, фотопечатание, чер­чение, лепка, резьба по дереву и т.п.). Трудотерапия и про­фориентация, несущие профилактически-корригирующую направленность, должны учитывать склонность психопа­тов этого типа к практической конкретной работе, выпол- ' няемой в невысоком темпе, по определенному регламенту, с конкретностью и четкостью каждого задания. Для того чтобы не способствовать свойственному эпилептоидным психопатам стремлению подавлять других детей, агрессив­ности, жестокости, не следует давать им власть над свер­стниками (назначать старостой и пр.).

У тревожных, психастенических личностей необхо­димо воспитывать большую уверенность в своих силах. Рекомендуется спорт (борьба, из коллективных игр — бас­кетбол, футбол), и, что особенно важно, даже при не очень хороших результатах обязательны одобрение и поощре­ние. Крайне вредно однозначно негативно оценивать ре­шения и действия, самостоятельно предпринимаемые психастеником.

Что касается шизоидных личностей, то нужно постепенно преодолевать их замкнутость, поощрять посещение выста­вок, театра, активизировать участие в жизни близких и не очень близких людей. Слишком быстрое расширение круга общения может явиться декомпенсирующим фактором и скорее всего приведет к усилению стремления закрыться.

Целесообразно повышать насыщенность эмоциональных переживаний, развивать фантазию (свободное рисование, мозаика и пр.). Так как шизоиды обычно моторно неловки, то полезны занятия ритмикой, танцами, гимнастикой, руч­ным трудом.