Органические психопатии являются следствием общих и мозговых инфекций, травм, токсических состояний ран­него возраста. Поврежденное развитие (на ранних этапах онтогенеза нервной системы) приводит к дефекту психики с грубыми эмоциями, примитивным интеллектом, растормо- женностью влечений, то есть традиционными признаками «органической психопатии». Кавычки используются наме­ренно, поскольку этим понятием определяется качественно отличное от психопатии состояние.

Психопатия — это аномальный характер, патология доста­точно высоких слоев личности. При «органической психопатии» практически утрачена индивидуальность личности, уровень ее снижен, поведение направляется влечениями. Клинические проявления всегда грубы и биологизирова- ны. Как известно, черты характера (замкнутость, общи­тельность, коварство, злопамятность, демонстративность, стеснительность и т.д.) определяют специфику личности, своеобразие человека, отличие его от других. Все специфи­ческое, тонкое и сложное сцеплено с генами и не может быть создано органическим воздействием, способным лишь на нивелировку и упрощение. Органический агент после и вследствие своего воздействия оставляет осколки запро­граммированного природой. То есть органический истеро- ид или органический шизоид не есть органические модели этих характеров, а всего лишь огрубленные органическим агентом конституциональные истерические или шизоидные черты. Тот же принцип действует в отношении олигофре­ний: дифференцированные формы со специфической кли­нической картиной обычно генетического происхождения. Лишенные же индивидуальных черт недифференцирован­ные олигофрении — следствие органического воздействия. Если представить себе моделирование как созидательный процесс, то концепция органических моделей конституцио­нальных психопатий несостоятельна. В результате органи­ческого воздействия образуются не модели, а руины.

Говорить о психопатоподобии в рамках резидуальных со­стояний органического генеза тоже можно лишь с большими оговорками. Органическое повреждение не создает психо­патоподобные формы поведения. Свойственные резидуаль­ным органикам грубость и аффективная неустойчивость, двигательная и сексуальная расторможенность, агрессив­ность, воровство, бродяжничество — обычно следствие разрушенных органическим агентом контролирующих ме­ханизмов психики и высвобождения уже неконтролируе­мых ими влечений. Сведение социально неприемлемого к психопатическому или психопатоподобному, как и обратная тенденция, представляется неправомерным, клинически необоснованным, не учитывающим принципиальные раз­личия между психически здоровыми и душевнобольными и чревато социальными последствиями для тех и других. В строгом смысле, органическая психопатия — это не только не психопатия, но и не психопатоподобное состояние, так как подобие (сходство) состоит лишь в сходном лексиконе, используемом для описания качественно разных видов пси­хической дисгармонии. Сходства же с каким-либо конкрет­ным типом психопатии не наблюдается. При «органической психопатии» вообще трудно вести речь об определенном характере, во всяком случае, поведение обусловлено не им.

В раннем детстве такие дети крикливы, двигательно бес­покойны, ни на чем не задерживают внимания, медленно усваивают навыки самообслуживания. В школе не могут высидеть урок за партой, ходят по классу, выкрикивают, не могут надолго сосредоточиться. Неряшливы, не воспри­нимают запретов. В подростковом возрасте постоянное стремление к движению становится менее выраженным. На передний план выступают жажда легких развлечений, про­гулы учебных занятий, уходы из дома по незначительному поводу или без него, склонность к бурным аффективным вспышкам. Расторможенные влечения и некритичность мышления являются причиной различных форм асоциаль­ного и антисоциального поведения (воровство, бродяжни­чество, сексуальные эксцессы, алкоголизация, наркотизм и пр.). Диагностика органической психопатии должна стро­иться на оценке особенностей поведения и, кроме того, учи­тывать совокупность анамнестических сведений (ранние мозговые вредности), наличие резидуальной органической микросимптоматики, признаков резидуального органиче­ского поражения мозга, выявляемых вспомогательными диагностическими методами.