Существует точка зрения, согласно которой в определен­ных условиях каждый обнаруживает ту или иную степень конформности. Но, если речь идет об экстремальных об­стоятельствах, связанных с биологическим выживанием, то сходные с большинством поведенческие реакции к кон­формности отношения не имеют. Что касается потребности жить «не хуже людей», примерно одинаковых способов и форм проведения досуга, то в их основе не конформность, а вековая бедность и связанная с нею ограниченность вы­бора. В свойственном же многим нуворишам стремлении демонстрировать одинаковые пристрастия (мода на ре­лигиозность, марку автомобиля, вид спорта), как правило, проявляет себя именно конформность в сочетании с тще­славием, снобизмом и почти всегда плебейской сущностью.

Следует отличать конформность как природную особен­ность личности от конформизма как способа адаптации к системе официальных ценностей. Усвоение определенных групповых норм и предписаний, будучи непременным усло­вием социализации личности, вовсе не предполагает пассив­ного принятия господствующих мнений и порядка вещей. Суть конформизма не в отсутствии самостоятельного мыш­ления, а в отказе от привилегии высказывать собственное суждение, и, как правило, он порожден тоталитарными ре­жимами и культивируется ими. Лояльность и тем более по­корность по отношению к власти или покупаются ею или достигаются репрессивными мерами. Критичность и соб­ственное мнение вполне может иметь место, но сохранение его при себе есть условие выживания. Одни воспринимают ритуальное соблюдение требуемых правил как фрустриру- ющий фактор, как социальное унижение. Другие находятся со своим конформизмом в гармонии и готовы жить по за­кону стаи. Ощущение принадлежности ко многим дает им эмоциональный комфорт, чувство безопасности и право­ты. Вероятно, это одна из причин исторической стойкости конформизма. Привычка к беспринципному следованию нормам и правилам большинства приводит к потере спо­собности принимать самостоятельные решения, утрате нравственной оценки преступлений аморальной власти и собственного в них участия. Имея широкое представитель­ство в населении, конформисты вместе с конформными личностями служат нравственно-психологической основой тоталитарных режимов.

Конформность, так же как порядочность или бессовест­ность, жесткой сцепленности с тем или иным характером не имеет. Рассмотрение конформности в главе об аномаль­ных личностях — дань традициям. Распространенность конформных личностей в молодежной среде, по материа­лам давних исследований, от 10% до 30%. Складывается впечатление, что число неспособных к самостоятельному мышлению вместе с нежелающими думать значительно пре­вышает эти цифры, что весьма существенно сказывается на общественном климате. Современных исследований по определению места, которое занимают конформные лич­ности в населении, не проводится, хотя знать об этом не только любопытно, но и полезно, поскольку это знание мог­ло бы определить векторы развития общества и страны и поставить вопросы сравнительно частного научного харак­тера — например, может ли психически аномальное быть серьезным множеством, а серьезное множество считаться аномалией? Понятно, что на эти вопросы нельзя будет от­ветить определенно и окончательно, прежде всего потому, что в психологии и психиатрии границы нормы недоста­точно определенны и имеют тенденцию меняться вместе с меняющейся жизнью. Современная концепция нормы как оптимума адаптации к социуму неизбежно ставит вопрос о характере социума. В тоталитарном обществе, где понятия «мыслящий» и «инакомыслящий» тождественны, пробле­мы с адаптацией будут иметь как раз неконформные лично­сти. Следует ли из этого вывод об их аномальности?

Вполне возможно, что доля конформных личностей в населении — это установленная природой константа, уни­версальная для человеческой популяции, и тогда это неустра­нимая сущность, и порождаемые ею проблемы становятся в ряд с другими, вытекающими из природы человека. Если же эта константа существенно колеблется в разных человече­ских сообществах (этносах, регионах, странах), закономерен вопрос — почему? Излишек конформной массы в странах с тоталитарной историей — естественное следствие много­векового жестокого искусственного отбора, подавлявше­го достоинство, яркость, нестандартность и поощрявшего серость, стадность и рабскую психологию. Засилье неспо­собных самостоятельно мыслить — серьезная преграда на пути культурного и общественного прогресса. Изменение ситуации требует чрезвычайных многосторонних усилий.

В изучении феномена конформности, стоящего на границе клинической и социальной психиатрии, должны сочетаться клинико-психологический и социально-психологический подходы. Весьма важно провести широкое исследование этого феномена в историческом, этноконфессиональном, возрастном, половом аспектах, понять его социальные и биологические корни, значение образования, профессии, проживания в городе или селе, у моря (в портовых городах) или в глубине континента и т.д. и т.п. И в конце концов за­даться вопросом: конформность — это дефект психики или особое ее свойство, адаптирующее к суровому миру?