Антисоциальное поведение обязательно приведет морально-дефектную личность к конфликту с законом. Эти, по определению Э. Крепелина, «враги общества» знают раз­ницу между добром и злом, вполне вменяемы и ответствен­ны перед законом. Анэтические психопаты во множестве присутствуют среди воров «в законе», проституток, для ко­торых их профессия — следствие естественного и осознан­ного выбора, среди матерей, добровольно и без сожаления бросающих детей, среди инцестофилов (сожительствую­щих с кровными родственниками). От обычного мерзавца и подлеца анэтическая личность отличается тем, что она та­ковая с рождения, всегда и всюду и не стремится ни быть, ни казаться в свободное от подлых и мерзких деяний время добропорядочной и социально приемлемой, то есть соот­ветствует критериям психопатии П.Б. Ганнушкина.

Основываясь на склонности анэтических психопатов к антисоциальному поведению, итальянский психиатр Ч. Аомброзо предложил считать свойственные им аномалии характера специфическими для «врожденных преступни­ков», что вполне справедливо для именно такой квалификации анэтических психопатов, тем более что социальная их коррекция невозможна.

Из-за отсутствия единого диагностического подхо­да трудно судить о распространенности нравственно­дефектных личностей. Нет ответа на вопрос: анэтические психопаты — следствие дегенерации или общественной де­градации? Возможно, это природой установленная констан­та, по-разному представленная в разных этносах, а может быть, она универсальна для человечества в целом. Вполне отдавая себе отчет в субъективности любых впечатлений, не опирающихся на широкие исследования, позволю себе высказать мнение, что анэтические личности, к сожалению, явление достаточно заметное.

Как нам известно, морально-дефектным психопатам не­ведомо чувство вины. Любопытно, в связи с этим доступ­но ли им переживание идей виновности хотя бы в психозе? Может быть, депрессия — печальная привилегия прилич­ных людей? Может быть, бессовестные лучше защищены от психических расстройств?

Отдельного и особого внимания заслуживает рассмотре­ние феномена конформности, поскольку, будучи широко распространенным, он представляет собой социальное яв­ление, оказывающее серьезное влияние на общественное развитие.

Среди особенностей, свойственных конформным лич­ностям, обычно называют банальность, шаблонность, стремление походить на привычное окружение, уподо­биться большинству, консерватизм, лояльность к власти и настороженность по отношению к новой действитель­ности в любых ее формах, некритичность и т.п. А.Е. Личко считал конформность акцентуацией характера и пола­гал наиболее устойчивой его чертой зависимость от не­посредственного окружения. П.Б. Ганнушкин связывал конформность с низким интеллектом и, классифицируя аномальные личности, поместил этих субъектов в рубрику «конституционально-глупых».

Этимология термина (от латинского conformis — по­добный) не полностью отражает его суть. В основе мен­тальности и поведения конформных личностей лежит именно некритичность, то есть неспособность к самостоя­тельному мышлению. Некритичность не стоит в одном ряду с вышеназванными характерологическими особенностями. Консерватизм, банальность и пр. являются производными некритичности, которая сама по себе не может считаться отдельной чертой характера и отражает, по всей вероят­ности, более глубинный дефект психики, определяющий не столько недостаточность интеллекта, сколько его серость, бескрылость, отсутствие оригинального мышления и твор­ческого потенциала. Не будучи умственно отсталыми, кон­формные личности в силу природно-генетических причин неспособны к критическому анализу, сопоставлению пози­ций, взвешиванию аргументации, выработке собственного суждения и в итоге — поиску истины.

Глупость отличается от конформности тем, что глупец может прийти к своему ничтожному суждению в процессе вполне самостоятельных размышлений. Конформный же находится в плену избитых истин или архетипических и даже дремучих установок и представлений потому, что их разделяет большинство. Находясь в дискомфортном со­стоянии, например, в униженном социальном или эконо­мическом положении, конформные не размышляют о его природе, часто не только не осознают, но и Fie воспринима­ют унижение, легко склоняются к конспирологическим его объяснениям, готовы жить и выживать на биологическом уровне. Неспособные критически мыслить, «стремящие­ся уподобиться многим», крайне внушаемые, конформные личности становятся участниками коллективных психозов и заблуждений. Описанные старыми авторами индуциро­ванные психические эпидемии только зарождались среди истероидов, параноиков, эпилептиков, а распространялись именно в конформной среде.

В детстве конформные обычно открыты, общительны, уступчивы, послушны и незаметны, бесцветны и посред­ственны. Им нечем обратить на себя внимание. Они легко и естественно воспринимают режим детского сада, школы, вливаются в коллектив, при этом весьма зависимы от ситуа­ции и окружения. Для них очень важно ощущение похоже­сти на многих, принадлежности к большинству. Вместе со всеми активно участвуют в общественной классной работе и с тем же энтузиазмом — в травле сверстников, непохо­жих на большинство. Отвергание же привычным окруже­нием (из-за случайного нарушения какого-либо правила детского кодекса чести или неуспехов в спорте, учебе и т.п.) или ломка стереотипов (смена класса, школы, места жи­тельства) могут оказаться серьезным психотравмирующим обстоятельством.

Непосредственное окружение определяет их суждения, манеры, формы времяпрепровождения и поведение в це­лом, но было бы неверным считать конформных «продук­том среды». Скорее они сами, будучи явлением нередким, выступают в качестве «средообразующего» фактора, во многом влияющего на стиль жизни коллектива или группы. В подростковой компании «за компанию» курят, выпивают, хулиганят. Но чаще конформные дети и подростки вполне благонравны и удобны для школьных учителей (школа тра­диционно не поощряет носителей именно критического Духа).

Повзрослев, конформные становятся опорой для лю­бого толка авторитарных режимов, поскольку, не будучи свободно мыслящими, легко пропагандируются и управля­ются. Авторитет любой, даже аморальной, сильной власти априорен, исходящую от нее информацию воспринимают не к размышлению, а к сведению, а предписания и запреты — к исполнению. Предпочтение отдается простым, воздей­ствующим не на разум, а на чувства лозунгам и призывам, Характерна привычка к терпению и страху перед жизнью, покорность в бесправии, ограничении во всем, одинако­вой для всех нищете. Понятия «страна» и «государство», «режим» и «отечество» тождественны. Гражданами себя не чувствуют и быть ими не стремятся. В гражданских пра­вах и свободах потребности не испытывают. Собственный имидж строится по принципу «мы как все», «поступа­ем как положено» (кем и почему так положено, неважно). Склонны к культу вождей и предубеждению в отношении любых меньшинств. Свойственное конформным личностям общинное сознание исключает персональную ответствен­ность, вину и раскаяние. Ближе конформным зависть и не­доверие ко всему, выходящему за рамки привычной серости и стандарта. Приверженность конформных коллективист­ской доктрине, бездумная готовность раствориться в мас­се (коллективе, толпе), врожденная «социалистичность» определяют их враждебность к состязательности, конку­рентности, таланту, самобытности, личностному началу в целом. Консерватизм и стремление к изоляции, псевдопа­триотичность и ксенофобия способствуют укоренению в среде конформных националистических идей. Социальная инфантильность среди прочего проявляет себя тягой к раз­влечениям, веселью в любых формах и при любых обстоя­тельствах, пренебрежением к ценности здоровья и жизни (своих и чужих). Конформная ментальность и конформная субкультура — это питательная среда для сохранения пле­менного жизненного уклада и для воспроизводства той вла­сти, которой выгодна и удобна именно такая ментальность обывательской массы.

По-видимому, среди конформных есть часть «спящих» неконформных. Имеются в виду те, кто, не будучи лишенным способности самостоятельно думать, волею обстоятельств не испытывал в этом нужды. Их можно «разбудить», при­вить им вкус к размышлениям, к получению наслаждения от этого психического процесса.