Неустойчивые психопаты в дошкольном и младшем школьном возрасте проявляют себя разбросанностью ин­тересов, невыполнением требований режима, их поведение мотивировано лишь стремлением к получению удоволь­ствия. Несмотря на то что у детей черты неустойчивости неспецифичны и носят физиологический характер, все же повышенная внушаемость, подчиняемость дурному влия­нию уже заметны. Они беззаботны, избегают школьных трудностей. У них слабо развиты воля и чувство долга. | Будучи неспособными заставить себя делать то, что нужно, они достаточно настойчивы в реализации сиюминутных желаний. Гонимые жаждой впечатлений, бродят по улицам, магазинам, катаются в общественном транспорте. Они про­стодушны, любопытны, доверчивы, охотно «за компанию» прогуливают уроки, курят, хулиганят, в 10-12 лет в компа­нии асоциальных приятелей начинают выпивать.

Подростки с неустойчивой психопатией собственно­го мнения и стойких интересов не имеют. Их стремления, взгляды, поступки диктуются лидером. Они общительны, но глубокие и стабильные привязанности им не свойствен­ны. Не терпят занятий, требующих усидчивости и кропотли­вого труда. Живут сегодняшним днем, стремясь наполнить его легкими удовольствиями. Легкомыслие, разболтан­ность и беспринципность неустойчивых обычно сочета­ются с добродушием; им несвойственно держать сложную интригу, вынашивать, таить и лелеять злой умысел. Если добродушие вполне совместимо с расхлябанностью, то зло всегда сосредоточенно (разгильдяи редко бывают не­годяями, и наоборот). Не имея, к сожалению, личностного стержня, принципов, собственных взглядов на добро и зло, не умея себя занять, неустойчивые личности совершенно не переносят одиночества и легко поддаются влиянию микро­среды. Слабовольные, они не способны к сопротивлению и послушно, не заботясь о собственной выгоде или поль­зе, следуют за складывающимися обстоятельствами или за другими людьми.

Социально-позитивное окружение способствует адапта­ции неустойчивого подростка. Слабоволие и трусоватость помогают ему удерживаться в рамках жестко регламенти­рованного режима, где он учится или работает под страхом наказания или возможных потерь. Те же черты вместе с лю­бопытством, жаждой ярких впечатлений и подчиняемостью делают его послушным орудием яркого лидера асоциальной группы. В поисках удовольствий и развлечений неустой­чивые психопаты наркотизируются, алкоголизируются, быстро деградируют и, ранее милые, приветливые, уступчи­вые, становятся грубыми, бессердечными, холодными.

Проблема бесхарактерности крайне серьезна с социально­прогностической точки зрения не только в отношении са­мой неустойчивой личности, но и для социума в целом, во-первых, потому что неустойчивых много, а во-вторых, потому что значительное число пьяниц, алкоголиков и нар­команов рекрутируется именно из этой среды.

Антисоциальные (бесчувственные, нравственно- дефектные, морально-тупые, анэтические) психопаты. Основной аномалией личностей этого типа является недо­развитие высших эмоций — альтруистических и этических. Это, по определению К. Шнайдера, бездушные психопаты, у которых изначально отсутствуют социальные эмоции, ре­гулирующие отношения в семье и обществе. С раннего дет­ства поражает отсутствие привязанности к близким, даже к матери. Болезни, тревоги, несчастья родителей их не тро­гают, тоски по дому они не испытывают, увещевания вос­принимают иронически; к товарищам, игрушкам, домашней обстановке теплых чувств не питают. Они бессердечны, им неведомы стыд, раскаяние, сострадание, чувства вины, долга, ответственности, благодарности, чести. Анэтические подростки дерзят и сквернословят в лицо взрослым. Не ис­пытывая ни к кому симпатий, они равнодушны к похвале и порицанию, лживы, причем лгут не во спасение и не для рисовки, а для сокрытия намерений, которые диктуются примитивными желаниями и эгоизмом. Они ленивы, не­способны к регулярному труду, безразличны к своему буду­щему. Даже при отсутствии непосредственно преступных намерений из-за моральной дефектности поступки их, как правило, антисоциальны. Они не желают считаться даже с минимальными удобствами других людей не потому, что воспитаны эгоистами, а из-за природного отсутствия сове­сти; педагогическому воздействию недоступны, так как нет никакой почвы для воспитательных влияний. Анэтический психопат при любых, даже самых благоприятных обстоя­тельствах поступит безнравственно, получая удовольствие от преступления как такового. В подростковом возрасте злоупотребляет алкоголем, наркотизируется, ворует, в се­мье не удерживается.