Истероидная психопатия чаще встречается у девочек и диагностируется в пубертатном возрасте, но главные ее чер­ты (эгоизм, стремление находиться в центре внимания, быть предметом всеобщего восхищения) заметны уже в дошколь­ном и младшем школьном возрасте. По Ясперсу, главный признак истероидной личности в том, чтобы «себе и другим казаться больше, чем есть в действительности, и переживать заметнее и сильнее, чем она на это способна». У истериче­ских детей бросается в глаза нечто поддельное, театральное, аффектированное. Они выставляют свои чувства напоказ, в зависимости от обстоятельств выглядят возмущенными, терпеливыми, самоотверженными, сокрушенными. С удо­вольствием выступают с чтением стихов, капризны, любят, чтобы их упрашивали, завистливы и ревнивы к чужому успе­ху. Добиваясь первенства в коллективе, интригуют, доносят, клевещут, умеют всех перессорить. Они экстравагантны в прическе, одежде, склонны к фантазиям. Не умея держать в узде воображение, выдумывают необыкновенные истории, в которых выступают в роли благородных героев или при­бегают к самооговорам, приписывая себе участие в бандах, алкоголизацию, прием наркотиков и пр. Фантазируя, буду­чи самовнушаемыми, увлекаются, легко вживаются в роль и иногда на короткое время могут поверить в свои фантазии. Инфантильность истероидов проявляется в способности вытеснять все неприятное, игнорировать реальность и до­воды здравого смысла. Истероидные психопаты часто ста­новятся фанатами эстрадных идолов, преследуют их своим вниманием, вмешиваются в частную жизнь. Вместо глуби­ны, искренности и постоянства чувств — экзальтированное обожание и поклонение, легко меняющиеся на равнодушие и злословие в адрес вчерашних кумиров.

Стремление к вниманию и признанию не является спец­ифически истерическим свойством, но у истероидных лич­ностей эта естественная общечеловеческая потребность гипертрофирована. Они используют все, что может стать источником внимания к их персоне, убедить окружение в их собственной значимости и оригинальности — близость к знаменитостям, осведомленность в скандалах и сплет­нях вокруг них, демонстрация увлеченности оккультными практиками, крайними направлениями в философии и ис­кусстве, — и способны сами «впечатлиться» своими не­стандартными талантами. Средством для привлечения внимания становятся эксцентричные манеры и поступки, шокирующие мнения и фальшивые слезы. Стремясь пораз­ить воображение, продемонстрировать нестандартность личности, безбожник подчеркнуто открыто носит атрибуты веры, истово крестится, идя мимо храма. Показная рели­гиозность проявляет себя демонстративным посещением духовников, церкви, стремлением быть на короткой ноге с высокопоставленными духовными лицами. За этим фаса­дом нет обычно ничего, кроме пустоты и тщеславия. Не умея быть самим собой, истероид надевает чужие маски, легко вживается в чужие образы — от ранимого сенситива до глу­бокомысленного шизоида. Под маской разочарованности в людях и скептического отношения к ценности самой жизни может скрываться вполне жизнелюбивый субъект.

Декомпенсирующим обстоятельством чаще всего ока­зывается недостаточное внимание или равнодушие к ним окружающих. На это они реагируют грубостью, демонстра­тивными уходами из дома, нарочито асоциальным поведе­нием. Желая вернуть утраченное внимание определенных лиц, прибегают к симуляции соматических и психических расстройств, суицидному шантажу и демонстративным суи­цидным попыткам.

Инфантильность, отсутствие цельности личности, соци­альная незрелость не обязательно являются препятствием для профессиональной и особенно семейной адаптации ис­тероидных психопатов. Некоторые из «ищущих признания» при исключительно благоприятных обстоятельствах доби­ваются огромных успехов в публичной деятельности, требу­ющей харизмы. Маска высокой моральности, как правило, сочетается у них с отсутствием моральных ограничений в практической деятельности.