Патогенез психопатий изучен недостаточно. Э. Крепелин считал, что в основе их лежит частичная задержка психи­ческого развития (парциальный инфантилизм). Психо­патическая конституция, дисгармония темперамента и характера проявляют себя детскостью, незрелостью пси­хики — некритичным мышлением, повышенной внушаемо­стью, неуравновешенными эмоциями, слабоволием. Исходя из положения, что психопатия — это следствие врожденно­го дизонтогенеза нервной системы, Г.Е. Сухарева очерти­ла три типа дизонтогенеза, лежащих в основе психопатий. Задержанный тип является источником дисгармониче­ского инфантилизма. Для него характерно недоразвитие воли; особенности детской психики утрированы, вообра­жение и фантазии преобладают над реальным. Этот тип лежит в основе истероидной и неустойчивой психопатий. Искаженный (диспропорциональный) тип, при котором имеет место задержка в созревании одних механизмов личности при ускорении созревания других (асинхрония развития) лежит в основе гипертимной, шизоидной, психа­стенической психопатии. Поврежденное развитие является базой для так называемой органической психопатии.

Распространенность психопатий составляет примерно 15 на 10000 данного возраста, причем у мальчиков они встре­чаются вчетверо чаще, чем у девочек.

В соответствии с большим разнообразием нормаль­ных характеров описывается множество их патологиче­ских вариантов. С начала прошлого века предпринимались многочисленные попытки их систематизации. В нашей стране с 1930-х годов широко используется классифика­ция психопатий П.Б. Ганнушкина, сочетающая формы из группировок Э. Крепелина и К. Шнайдера с формами, опи­санными Э. Кречмером. Ценность группировок Э. Крепе­лина, К. Шнайдера, Э. Кречмера, П.Б. Ганнушкина не в них самих, но в прекрасных описаниях личностей, благодаря ко­торым клиницисты-практики за терминами-обозначениями (шизоид, эпилептоид и т.д.) понимают примерно одно и то же и могут говорить на одном языке.

Невысокая популярность диагноза «психопатия» у детей допубертатного возраста объясняется тем, что, по мнению многих, характер ребенка находится в становлении, а сам диагноз стигматизирует в психиатрическом плане. И все же нет оснований сомневаться в существовании у детей свя­занных с конституциональной предрасположенностью ано­малий характера, то есть таких его свойств, которые нельзя объяснить ни кризами психического созревания, ни дурны­ми влияниями, ни реакциями на психотравмы, ни энцефало­патиями. В раннем детстве типологическое разграничение психопатий затруднительно. Начиная со школьного возрас­та, несмотря на тенденцию к сочетанию у юных психопатов отдельных аномалий, уже можно уловить доминирующие черты характера, позволяющие дать типологическую харак­теристику личности в целом.