На происхождение психопатий существуют диаметраль­но противоположные взгляды. Э. Крепелин, К. Шнайдер, И. Кох, М.О. Гуревич, П.Б. Ганнушкин считали психопатию врожденной стабильной дисгармонией психики. Л. Мишо, А.К. Ленц, О.В. Кербиков и др. отстаивали точку зрения, со­гласно которой психопатия может быть порождена силой внешних воздействий на личность. В 1936 году И. Шульц писал о сформированных средой «краевых» психопатиях, противопоставляя их «ядерным», то есть врожденным.

Неоспорима роль среды в реализации потенции человека к тому, чтобы в процессе общения с людьми самому стать разумным. Противоположный пример — дети-маугли. Что касается характера, то черты его, будучи предопределенны­ми, проявляют себя по мере взросления. Здесь роль среды несопоставимо меньшая. Окружающая среда, воспитание, обстоятельства могут в некоторой (кстати, весьма малой) степени способствовать формированию привычек, манер, комплексов, но не характера. Родившийся толстокожим не станет ранимым, а замкнутый по натуре всегда будет испы­тывать определенный дискомфорт при необходимости ши­рокого общения.

Темперамент и характер — врожденные характери­стики личности. Человек с ними рождается и умирает. Обстоятельства могут выявить ранее не востребованные черты, воспитание может смягчить или заострить заложен­ные в генах особенности личности, но трудно себе пред­ставить, чтобы среда создавала черты характера, тем более чтобы они могли приобретать качества тотальности и ста­бильности. Под воздействием среды человек может стать чуть менее или чуть более общительным, но Ноздревым нужно родиться. Ситуационная необходимость может вы­нудить к широкому общению, но общительность, равно как и замкнутость, обидчивость, вспыльчивость, злопамят­ность, отходчивость, как корневые свойства характера не возникнут. В переводе с греческого характер — «чеканка», «отпечаток». Чеканит генетика, природа. Объяснения зам­кнутости тем, что мама в раннем детстве мало разговарива­ла с ребенком, и, наоборот, общительности тем, что много, представляются поверхностными, механистичными и неу­бедительными. Открытость и доброжелательность, так же как подозрительность и недоверчивость, — врожденные, генетически детерминированные, наследуемые черты. Роль общества, среды, воспитания в том, чтобы проявлять, взра­щивать, культивировать или, наоборот, микшировать, сдер­живать, скрывать имеющееся, но чтобы создавать новое, чеканить — вряд ли. Обстоятельства и события не создают, а раскрывают характеры.

При определенных усилиях можно воспитать поступ­ки, сформировать линию и даже стратегию поведения.

Приличествующие возрасту у разумных пожилых людей неторопливость и умеренность не плоды самовоспитания, не свидетельство появления новых черт характера, а всего лишь результат трезвой оценки своих физических возмож­ностей и проявление работы инстинкта самосохранения.

Характер — это внутренний стержень, на который на­низываются другие свойства — взгляды, этические и эсте­тические предпочтения и т.п. Что касается взглядов, я думаю, они не только продукт среды, но и что они серьез­но зависят от состояния совести, ума, склада мышления, способности к противостоянию пропаганде, которые сами являются, я убежден, врожденными свойствами личности. Выбор идеологии (научной, политической и пр.) опирается на внутреннюю предрасположенность, воспринимающую именно эту конкретную систему взглядов как наиболее близкую. Влияние среды на формирование общественно- политических воззрений, конечно, имеет место, но все-таки либералы и консерваторы, почвенники и космополиты, сла­вянофилы и западники не только и не столько воспитанные средой идеологические и политические антиподы, сколько разные натуры. В принятии той или другой идеологии име­ет, стало быть, место изначальная предопределенность, а социальные и прочие средовые воздействия работают на уже, что называется, вспаханном поле. Под влиянием об­стоятельств взгляды могут меняться, но вектор изменений обычно стремится к гармонии с собственной натурой, како­вая сама по себе остается неизменной.

 

Старые материалы