Лечение предусматривает борьбу с основным заболе­ванием и купирование расстройств психики. Для лече­ния психических расстройств используется сочетание дезинтоксикационной, общеукрепляющей и мягкостимулирующей терапии. Это дополняется успокаивающими, снотворными средствами и транквилизаторами. Для борь­бы с галлюцинаторно-бредовой симптоматикой, психо­моторным возбуждением назначают нейролептики. При инфекционно-аллергических психозах — десенсибилиза­торы. Судорожные состояния соответственно требуют на­значения антиконвульсантов, дегидратации. Дегидратация применяется и в случаях внутричерепной гипертензии. Госпитализация в психиатрическую больницу при корот­ких экзогенных психозах необязательна, но в лечении этих больных должен участвовать психиатр.

Что касается профилактики симптоматических психо­зов, то она, учитывая вторичный характер психических рас­стройств, должна быть направлена на общее оздоровление и закаливание детей, на противоэпидемические мероприя­тия, на активное лечение соматических и инфекционных болезней. Наряду с этим важным является выявление групп повышенного риска осложнений со стороны психики. Это, как уже упоминалось ранее, соматически ослабленные дети, невропаты, энцефалопаты. При соматических заболеваниях во избежание развития психических расстройств им реко­мендуется назначать успокаивающие микстуры или транк­вилизирующие средства.

Развернутые экзогенные (симптоматические) психозы у детей младшего возраста — явление редкое. Там, где у взрослого инфекционный психоз, у ребенка, как правило, энцефалит. Психопатологическая составляющая его пред­ставлена расстройствами сознания, тревожным аффектом, возбуждением, судорогами. Детский психиатр обычно име­ет дело не с острыми экзогенными психозами, а с их послед­ствиями. Большая часть детской психиатрии это отнюдь не шизофрения, а резидуальные состояния, включающие по­мимо последствий экзогений (энцефалитов, менингитов и т.п.) и расстройства, обусловленные вредностями, воздей­ствующими на мозг во внутриутробном, перинатальном и раннем (до трех лет) постнатальном периодах развития.

Среди остаточных последствий мозговых заболеваний выделяют несколько групп или форм, в основном охваты­вающих клинику резидуальных состояний. Это, во-первых, группа психопатоподобных расстройств психики или так на­зываемых резидуальных психопатий, умственная отсталость или резидуальная олигофрения, далее группа эпилептиформ- ных состояний или резидуальных эпилепсий и группа невро­логических расстройств или церебральных параличей.

Было непонятно и требовало объяснений, почему в сбор­ные группы резидуальных состояний включены существен­но отличные друг от друга клинические формы, и в то же время насколько справедливы утверждения о крайнем клиническом полиморфизме резидуальных расстройств в рамках названных групп? И каковы закономерности, опре­деляющие клинические проявления в тех случаях, когда в картинах болезни сочетаются расстройства, относящиеся к разным группам, то есть имеются ли качественные взаи­мосвязи между определенными типами неврологических, психических расстройств и припадками? Вряд ли возможно было рассчитывать на прогресс в разработке этой области без углубленной дифференциации качественно различных состояний, входящих в каждую из названных групп. В поис­ках взаимосвязей и закономерностей в клинических прояв­лениях резидуальных расстройств и исходя из положения, что клиническое оформление психических расстройств во многом зависит от силы нервных процессов, общего психи­ческого тонуса, функциональной активности подкорковых аппаратов мозга, соотношения деятельности коры и под­корки, С.С. Мнухин счел правомерным и целесообразным выделять в рамках каждой разновидности резидуальных расстройств три основные формы — стеническую, астени­ческую и атоническую.