С.С. Мнухин выделил четыре основных типа течения экзогенных психозов: однократная кратковременная пси­хотическая вспышка (оглушенность, делириозный эпизод); однократное более продолжительное и устойчивое пси­хотическое состояние (тревожное, тревожно-бредовое, онейроидное), периодическое повторение однотипных клинических картин (делириозно-онейроидные и сумереч­ные расстройства сознания, расстройства аффективности в виде беспокойства, немотивированной тоски нередко со страхом смерти, дисфории, маниакоподобные состояния). Психические расстройства при этом имеют тенденцию к повторному возникновению через равные промежут­ки времени и тождественную клинику. И так называемое волновое или волнообразное течение, характеризующееся множественностью разнородных психотических состояний с последовательной сменой тревожно-бредовых, тревожно­депрессивных, нелепо-эйфорических, апатоабулических и других картин.

Три первых типа отличаются вполне благоприятным ис­ходом без какой-либо резидуальной симптоматики. При периодическом течении под влиянием добавочных вредно­стей в будущем могут повторяться отдельные приступы. При волновом течении, как правило, уже после первых психоти­ческих состояний заметен органический дефект психики в виде изменений личности и интеллектуальных задержек.

У детей раннего возраста после инфекций, особенно протекающих с мозговым акцентом, травм, интоксикаций, тяжелых, истощающих болезней могут утрачиваться приоб­ретенные навыки на недели и месяцы с дальнейшим их мед­ленным восстановлением. Обычно утрачиваются навыки стояния, ходьбы, речи, самообслуживания, опрятности. В ряде случаев даже после восстановления утраченных навы­ков остаются резидуальные состояния в виде психического недоразвития, огрубления личности, припадков. Последние могут быть отставленными по времени (А.И. Барыкина).

У более старших детей течение экзогенных психических расстройств зависит от возраста. У дошкольников часто­та выраженных психозов в сравнении с более старшими детьми невелика, и развиваются они у детей-невропатов или энцефалопатов, а также и до настоящего заболевания соматически ослабленных. В клинике у дошкольников и младших школьников преобладают оглушение и делириоз- ные эпизоды, расстройства аффективности и в их структу­ре — астенические проявления. С возрастом симптоматика приближается к той, что бывает у подростков. Синдромы нарушенного сознания у подростков встречаются реже, чем у дошкольников, но они более продолжительные и выражен­ные. У подростков чаще отмечается развернутая астения, выступающая самостоятельно или в сочетании с другими расстройствами психики.