Среди причин экзогенных психозов у детей отмечаются травмы головы, менингиты, энцефалиты, соматические и ин­фекционные болезни. Связать экзогенные психозы с одной единственной причиной трудно. Возникновению их способ­ствуют сниженная иммунная реактивность, повышенная ранимость диэнцефальных отделов мозга, эндокринные расстройства, перенесенные ранее воспалительные или травматические повреждения мозга, психическое перена­пряжение или психотравмы, интоксикации, хирургические операции и т.д.

Патогенез экзогенных психозов мало изучен. О концеп­ции К. Бонгеффера мы уже говорили. В 1913 году Г. Шпехт выдвинул гипотезу, согласно которой клиника экзогенного психоза зависит от силы, то есть дозы и темпа воздействия экзогенного фактора. Острые психозы с помрачением созна­ния возникают при воздействии мощной, быстро действую­щей вредности, а затяжные психозы с картинами, сходными с эндогенными психозами, соответственно развиваются при длительном воздействии менее интенсивного патогенного фактора. Э. Крепелин придавал значение не качеству вред­ности, а силе и распространенности вызываемых ею болез­ненных изменений. Клинические проявления он увязывал с различными регистрами мозговых структур, которые при­водятся в действие вредоносным агентом. Имеется в виду, что вредность не создает, не конструирует психические рас­стройства, а лишь пробуждает их в местах своего приложе­ния, «ответственных» за конкретные психические процессы.

При экзогенных воздействиях нервно-психическая де­задаптация может проявляться в следующих видах: па­тофизиологическая дезадаптация состоит в том, что патогенный фактор (соматическое или инфекционное и т.д. заболевание) истощает физиологические механизмы высшей нервной деятельности — их силу, подвижность и т.д., что клинически реализуется синдромом астении. Личностно-ситуационная дезадаптация проявляется в реакциях личности на болезнь, а у младших детей — в ре­акциях на отношение к ним и к их болезни окружающих. Тип реакций личности на болезнь зависит от преморбидно- го характера и темперамента, жизненной ситуации и усло­вий воспитания ребенка (его места в семье, отношений со сверстниками и т.д.), характера самой болезни и сведений о ней, имеющихся у ребенка (остроты и тяжести болезни, выраженности болевого синдрома, пугающего диагноза, на­личия осложнений, инвалидизирующих дефектов и пр.). В зависимости от различного сочетания этих условий созда­ется «внутренняя картина болезни» (А.Р. Лурия) и склады­ваются различные варианты реакций личности на болезнь. Наиболее характерны следующие: тревожно-фобическая реакция со страхом смерти и опасениями за будущее семьи; ипохондрическая реакция с эгоцентризмом, фиксацией на своем здоровье; истерическая — с созданием новых сим­птомов, самовнушеннЫх соответственно представлениям о болезни; депрессивно-астеническая — в виде уныния, плаксивости, вялости; эйфорически-анозогнозическая — в виде легковесного отношения к болезни и ее последствиям, проявляющегося в отказе от приема лекарств, нарушениях больничного режима и т.д. Все эти варианты реакции на бо­лезнь обычно выступают на фоне более или менее выражен­ного астенического синдрома и исчезают, как правило, по выздоровлении. При неблагоприятном сочетании частых рецидивов болезни, общей соматической ослабленности реакции личности на болезнь могут зафиксироваться и при неправильном отношении к болезни и ребенку близких в дальнейшем определять поведение и влиять на формирова­ние системы отношений в семье.

Психотическая дезадаптация возникает в связи с боль­шой тяжестью экзогенного фактора, ведущего к наруше­ниям гемодинамики и обмена, интоксикации (микробной или продуктами тканевого распада), общему истощению, и проявляется психическими нарушениями. Экзогенные психозы у детей встречаются чаще, чем у взрослых. Наряду со знанием выраженной клинической картины врач обязан разбираться в так называемых препсихотических, то есть в начальных проявлениях экзогенных психических рас­стройств. Это во многих случаях позволит ему вмешаться и предупредить возникновение выраженных психозов и уменьшить, таким образом, риск развития резидуально­органических последствий.

 

Старые материалы