Следует разделять экзогенные симптоматические психо­зы (инфекционные, соматогенные, травматические), кото­рые в ряде случаев приобретают периодическое течение, и рассматривать их вне рамок аффективных и других эндо­генных психозов и собственно периодические диэнцефа- лопатические психозы, в возникновении которых ведущая роль отводится первичной конституциональной или рано приобретаемой слабости межуточного мозга, а травмы, инфекции, гормональная перестройка и пр. должны рас­сматриваться как декомпенсирующие, запускающие психоз факторы.

С эндогенными атипичными аффективными психозами периодические психозы sui generis объединяют массив­ная аффективная составляющая в структуре психического статуса, указания на первичную слабость диэнцефального отдела мозга, реагирующую возникновением психозов в от­вет на генеративные и гормональные провокации (бурный пубертат, роды, аборты, климакс и т.п.). На эндогенность, конституциональность психоза указывают, кроме того, специфичность (периодичность) течения и отсутствие лич­ностного дефекта.

В связи с отсутствием единого мнения о нозологиче­ской принадлежности периодических психозов судить об их распространенности не представляется возможным. Складывается впечатление, что они действительно стали заметно более редкими, нежели 30 и 40 лет назад.

Диэнцефалопатия в преморбиде проявляет себя раз­нообразными нарушениями менструального цикла, ко­лебаниями артериального давления, головными болями, склонностью легко набирать и сбрасывать вес, укачивать­ся в транспорте, давать обморочные состояния в душных помещениях и т.д. Характерны церебрально-эндокринные расстройства в виде гипогенитализма, ожирения, субнаниз­ма. Функциональная слабость диэнцефальной области про­является, кроме того, метеозависимостью и сезонностью приступов.

Продромальный период наблюдается редко и протека­ет в виде головных болей и расстройств сна. Как правило, психоз развивается почти пароксизмально. Нарушения аф- фективности описаны Р.Я. Голант. Их клиническая карти­на складывается из периодических смен кратковременных маниакальных и депрессивных состояний, сочетающих­ся со сновидными расстройствами сознания. Аффект (как маниакальный, так и депрессивный) маловыразителен, од­нообразен, беден идеями и суждениями. Маниакальные со­стояния могут быть окрашены восторженно-экстатически или мориоподобно, а депрессивные нередко приобретают тревожно-дистимический налет. Разнообразны расстрой­ства сознания при периодических психозах. С.С. Мнухин описал при них сумеречные состояния сознания, в струк­туре которых преобладали нарушения ориентировки в окружающем, сонливость, неустойчивость настроения, а Д.Н. Исаев — сноподобную оглушенность и астеническую спутанность. Нередки расстройства сознания в виде амен- ции и онейроида. У некоторых больных чередуются резчай- шие апато-адинамические (вплоть до ступора) состояния с эйфорически окрашенными состояниями двигательного возбуждения. Ступор может напоминать кататонический, сопровождаться мутизмом, отказом от еды и сноподобным расстройством сознания. По-видимому, под флагом оней- роидной кататонии в рамки шизофрении включается не­которое число больных периодическим психозом. Большое место в клинической картине периодического психоза за­нимают психосенсорные расстройства («земля вспухает», «стены рушатся»), меняется чувство времени, иногда от­мечаются явления дереализации, зрительные иллюзии и галлюцинации. Вышеописанные психопатологические фе­номены могут быть выражены более или менее рельефно, не являются застывшими формами и в течение психотического эпизода могут сменять друг друга. Соматовегетативные рас­стройства при периодических психозах достаточно много­образны. Характерны нарушения аппетита и сна. Влечение к еде может быть усиленным или извращенным. Больные почти не спят или засыпают на короткое время. Отмечается полидипсия, высокий диурез, субфебрильная лихорадка. Губы сухие, запекшиеся, язык обложен, лицо маскообразное или с лихорадочным румянцем.