Маниакальные состояния со склонностью к клоунаде приходится дифференцировать с гебефренической фор­мой шизофрении, асоциальное поведение — с таковым при психопатиях, с психопатоподобными картинами при ши­зофрении и резидуальных состояниях органического про­исхождения. Астено-апатический компонент депрессии необходимо дифференцировать с началом простой формы шизофрении, а наличие ипохондрических жалоб требует разграничения с неврозоподобным началом простой или параноидной шизофрении.

Начало фазы может провоцироваться психогенно, а так как у подростков в идеях самообвинения часто зву­чат ситуативные моменты, то диагностика маниакально- депрессивного психоза у них, особенно в первую фазу, требует большой осторожности и должна базироваться на длительном наблюдении. Следует отметить, что острая пси­хотравма может спровоцировать как депрессию, так и манию.

Что касается прогноза, то он тем благоприятнее, чем типичнее симптоматика психоза, синтоннее преморбидная личность и пикничнее телосложение. Из-за частой смены фаз с короткими светлыми промежутками прогноз маниакально-депрессивного психоза у подростков менее благоприятен, чем у взрослых. Изменений личности, ко­торые были бы чем-то качественно новым по отношению к преморбиду, мы не наблюдали и склонны рассматривать злокачественность течения психоза у подростков не в психопатологическом, а в социальном аспекте. Имеется в виду,что свойственное подросткам течение болезни лишает их возможности полноценной адаптации в жизни и обществе.

Вскоре после выделения Крепелином на основании ха­рактера течения и исхода двух эндогенных психозов (шизо­френии и маниакально-депрессивного психоза) выяснилось, что значительное число случаев не укладывается в эту ди­хотомическую схему, занимая промежуточное положение. В их клинике расстройства аффективности сочетаются с галлюцинаторными и/или бредовыми переживаниями. Симптоматика их сходна с картинами и шизофрении, и маниакально-депрессивного психоза и в то же время полно­стью не укладывается в классические описания в соответ­ствии с критериями Крепелина.

Эти психозы описывались разными авторами под на­званиями: смешанные психозы, амальгамные психозы, реккурентная шизофрения, циркулярная шизофрения, пе­риодический психоз, дегенеративный психоз, атипичный аффективный психоз, краевой психоз и т.д. Как видно из названий, одни авторы основывались при обозначении пси­хозов на симптоматике, другие — на характере течения и исхода, третьи — на предположении о генезе психоза.

В 1933 году Дж. Касании выделил так называемый острый шизоаффективный психоз для обозначения состояний, со­провождающихся измененным аффектом и формально дис­социирующей с ним продуктивной психопатологической симптоматикой. Шизоаффективному психозу свойствен­ны приступообразное течение в форме чередующихся фаз с интермиссиями и достаточно благоприятный прогноз. Смысловая и нозологическая неопределенность шизоаф- фективного психоза способствовала тому, что область его применения стала включать многие из вышеперечисленных форм, промежуточных по внешним проявлениям между шизофренией и маниакально-депрессивным психозом. Психоз обычно начинается с аффективных расстройств, к которым вскоре присоединяется острый чувственный бред

фантастического характера с идеями инсценировки, неред­ко антагонистический бред с борьбой двух начал (добра и зла), разворачивающейся вокруг личности больного, идеи мессианства, воздействия, Котара и т.д. На высоте психо­за — растерянность, бессвязное мышление с символиче­ским толкованием окружающего. Бредовые построения у подростков редко приобретают характер жесткой системы. В сюжетных конструкциях находят отражение личный опыт и собственные комплексы, бытовые ситуации в сочетании с воздействием космических или мистических сил.