Клинические проявления, называемые атипичными (тревога, деперсонализация, гневливость, возбужден­ность, астения и др.) настолько обычны при маниакально- депрессивном психозе у подростков, что вполне могут именоваться не атипичными, а характерными признаками. Атипичной эта симптоматика может считаться лишь услов­но, если типичной считать классические меланхолическую депрессию и солнечную манию.

Соматовегетативный аккомпанемент депрессий и ма­ний у подростков выражен достаточно ярко. В то же вре­мя не всегда четко прослеживаются суточные колебания настроения.

Суицидное поведение в депрессивных фазах у младших подростков нередко облекается в форму фантазий и угроз. Стремление лишить себя жизни в этом возрасте встречается нечасто и вытекает из депрессивного миро- и самоощуще­ния, усугубляется отсутствием «антисуицидного барьера» и чувства ответственности перед близкими. Для старших подростков более характерны суицидные попытки, выте­кающие из идей виновности и малоценности. Суицидный поступок кажется подростку естественным, особенно если в семье покончил с собой кто-либо из родителей. Наиболее частый способ самоубийства у подростков — отравление различными препаратами, затем идет самоповешение, уто­пление. Мальчики используют более калечащие и бруталь­ные способы ухода из жизни.

Можно отметить некоторые половые отличия маниакально-депрессивного психоза у подростков. Наши исследования свидетельствуют о различиях в структуре и характере провоцирующих факторов. К ним относятся свя­занные с пубертатным кризом гормональные сдвиги, тяжелые психотравмирующие ситуации, черепно-мозговые травмы, реже инфекции и интоксикации.

Особое значение для девочек имеют генеративные влия­ния — начало менструального цикла, аборты, беременность и роды. Четкое разделение психогенных и генеративных влияний не всегда возможно, поскольку последние облада­ют психотравмирующим воздействием. У мальчиков вдвое чаще, чем у девочек, психоз провоцируется травмой мозга, что связано с большей подверженностью мальчиков трав­матизму. У большинства больных психоз возникал спонтан­но. Следует подчеркнуть, что экзогенные воздействия могли рассматриваться в качестве провоцирующих, главным обра­зом, первую фазу. Дальнейшее течение психоза подчинялось своему эндогенному ритму. У наших больных мы наблюда­ли «чистую» или солнечную манию, возбужденную манию, а среди депрессий — меланхолическую, тревожную, депер- сонализационную (обычно наиболее продолжительную) и ипохондрическую разновидности.

Некоторые особенности, свойственные полу, прослежи­ваются и в мании, и в депрессии. Если у девочек в идеях переоценки чаще звучала тема исключительности внеш­них данных или творческих способностей, то у мальчиков доминировали высказывания о спортивных успехах, физи­ческой силе, авторитете среди товарищей. В идеях малоцен- ности тема внешности и физического развития, независимо от пола, заменяется озабоченностью дурными душевными и умственными свойствами, то есть подтверждается тезис старых авторов — «депрессия облагораживает человека». Асоциальное поведение у мальчиков обычно проявлялось в злоупотреблении алкоголем, хулиганстве, кражах, а у де­вочек — чаще в бродяжничестве и беспорядочной половой жизни.

Еще в 1930-е годы С.С. Мнухин отметил, что фазы у детей и подростков короче, чем у взрослых (2-3 недели). Светлые промежутки также коротки. Иногда психоз протекает во­обще без светлых промежутков с переходом одной фазы в другую. За серией фаз обычно следует длительный перерыв с полным восстановлением психического здоровья. В то же время депрессивная фаза (особенно это характерно для де- персонализационной депрессии), может продолжаться не­сколько месяцев.