Шизофрения — наиболее часто встречающееся забо­левание, практически все аспекты которого — опре­деление, границы, симптоматология, диагностика, исход, прогноз — остаются дискуссионными со времени описания и до сих пор. Клинического определения шизофрении, ко­торое не включало бы в свой состав названий симптомов, не существует. Определения шизофрении, использующие диагностически значимые признаки, логически уязвимы. Попытки дать определение, как известно, приводят к обед­нению предмета определения. Шизофрения плохо поддает­ся рубрификации, поскольку это не только медицинская, но и философская категория, ставящая перед исследователем и врачом вопросы о границах деятельности разума, о сущно­стях, инобытии и пр., ответы на которые лежат вне пределов опыта и опираются на первичную интуицию.

Наличие или отсутствие в клинической картине тех или иных психопатологических феноменов не всегда служат надежной опорой для диагностики, поскольку специфич­ность их далеко не абсолютна. «Почти патогномоничные» прогредиентность и нарастающий дефект не составляют исключения. В основу диагностики шизофрении действую­щей номенклатурой психических болезней положены ра­ционально фиксируемые общие расстройства мышления, восприятия, эмоций и воли, диагностическое значение ко­торых по-разному оценивается психиатрами. Расщеплению психических функций, аутизму как феномену инобытия, особенностям контакта с пациентом, оцениваемым в основ­ном интуитивно, по-видимому, именно по этой причине в МКБ-10 места не нашлось. Следует заметить, что в сим­птоматике шизофрении нет всеобъемлющего и полностью отражающего ее суть признака. Суть шизофрении в сломе самих основ психической жизни, в кардинальных изме­нениях преморбидного «Я», в преображении само- и ми­роощущения пациента, которые, в свою очередь, являются следствием и проявлением первичного сбоя психики, за­ложенного в генетической программе. Нозологический и онтологический подходы к пониманию шизофрении не исключают, а гармонично дополняют друг друга, и особое существование пациента при шизофрении — целостная сущность, составляющая ее контекст, — главное в програм­ме развития болезни.

Следование этой концепции предполагает отказ от тра­диционной медицинской модели, разделяющей болезнь и личность пациента, как это бывает при соматических за­болеваниях, и принятия справедливым положения, что при шизофрении неотвратимо и достаточно быстро про­исходит разрушение ядра личности и замена его шизофре­нической сущностью. Поскольку, таким образом, психиатр имеет дело с больным и его болезнью в одном лице, то сбор субъективного анамнеза становится одним из методов ис­следования и диагностики, требующих от врача высокой квалификации. Оценивая сведения, полученные от паци­ента, нужно учитывать возможность смешивания фактов биографии с патологическими переживаниями, то, как из­менился субъективный мир больного, его отношение к ре­альности и к другим людям, уловить, «почувствовать» эту измененность. Эта фиксируемая врачом и поначалу самим пациентом и, может быть, его близкими «измененность» и есть основное расстройство, то целое, что не выводится из элементов (бреда, галлюцинаций и пр.), то качество, в кото­ром отражена суть болезни. Это знак перехода в инобытие, феномен, не диагностируемый с помощью обычной шкалы вопросов, так же как материальные способы исследова­ния — плохой инструмент для познания душевного мира человека. Инобытие — это не симптом и не источник сим­птомов. Не из них складывается инобытие, и не из-за них оно существует. Инобытие — это интуитивно улавливаемая, не состоящая из частей (симптомов), целостная сущность. Лишь интроспективно, путем самонаблюдения можно «приблизиться к инобытию пациента, попытаться понять, каково ему в его инобытии» (К. Ясперс). И это понимание отнюдь не сводится к психологической понятности.