В последние 10-15 лет в детской психиатрии сложилась практика широкого диагностирования РДА. По разным причинам диагноз стал, к сожалению, модным. Врачи часто диагностируют аутизм без должных оснований, некритично следуя рекомендациям МКБ-10, опираясь на вырванные из контекста синдрома нарушения общения.

Родители, в свою очередь, охотнее воспринимают свое чадо необычным, не таким как все, особенно если альтернативой является ум­ственная отсталость. Нарушения общения в той или иной форме сопутствуют большинству психических расстройств. Аутистические картины описываются в рамках психозов, неврозов, реактивных состояний, ситуационных реакций, личностных аномалий, разной глубины психических недо- развитий, резидуальных состояний и т.д. Идентификация в умах понятий «аутизм» и «нарушения общения» формирует порочную тенденцию к «аутизации» психиатрии, особенно детской.

В МКБ-10 детский аутизм отождествлен с аутизмом Каннера. Предложенные критерии так называемого ати­пичного аутизма позволяют понимать под этим диагнозом все, что угодно (вплоть до алалии и идиотии). Выделение типичных, классических, ядерных и всех прочих (модель­ных, симптоматических, атипичных) форм аутизма чре­вато неизбежными бесплодными дискуссиями о том, у какой разновидности аутизма больше прав на «ядернос гь». Отдельные аутистические проявления (затрудненное об­щение, отрешенный внешний вид, отсутствие сюжетной игры и пр.), не складываясь в завершенную картину, могут встречаться на фоне глубокого психоречевого недоразви­тия, занимая подчиненное место. В этих случаях в основе диагноза должен быть не «атипичный аутизм», а опреде­ляющее катастрофу недоразвитие психики и речи.

В сегодняшней ситуации, когда не существует всеми принятого определения аутизма, когда это понятие на­полняется разным смыслом, когда вообще оспаривается правомерность использования термина «аутизм» в отно­шении синдромов Каннера, Аспергера и т.д., удобнее при­держиваться старой классификации РДА, включавшей рассмотренные выше достаточно широко распространен­ные в клинике и диагностической практике конституцио­нальный, процессуальный и органический виды аутизма. Тенденции же к размыванию границ РДА, обессмысли­ванию и обезличиванию этого диагноза могут и должны быть противопоставлены сохранение аббревиатуры «РДА» за традиционно ею обозначаемыми клиническими струк­турами, четкие их клинические описания и скептическое отношение к попыткам выделения новых и новых форм и названий аутизма (атипичный аутизм, атипичный детский психоз и т.п.).