Напишите нам

Поиск по сайту

В дальнейшем, если позволяют условия, время, состояние больного, то выясняют и нозологический анамнез.

Предложенная нами схема сбора анамнеза приемлема не только для работы с больными с ИБС. Точно так же можно получить информацию и при других заболеваниях.

Сбор анамнеза состоит из двух компонентов: «пассивного» и «активного».

Диагностические, а вслед за ними тактические ошибки возникают от невнимания к деталям анамнеза. Так, у больных с гипертоническим кризом нужно выяснить, не появились ли затрудненный вдох, покашливания. Если больной скажет, что кашель, одышка беспокоит давно, (курильщик, страдает заболеваниями легких), то основания для тревоги нет. Но если окажется, что жалобы на затрудненное дыхание связаны с настоящим приступом (активный сбор анамнеза!), то нельзя не принять их во внимание – они могут быть ранними симптомами начинающегося отека легких.

Боль в сердце при гипертоническом кризе иногда трактуется как один из его симптомов. Но, как показывает опыт, она может иметь и коронарный генез. Нужно тщательно проанализировать характер этой боли, условия ее возникновения. При боли в сердце у больного с гипертонической болезнью требуется подтверждение или исключение ее коронарного генеза. Нитроглицериновая проба под контролем ЭКГ может оказать существенную помощь в диагностике. Поэтому на городской станции СМП Екатеринбурга действующими стандартами предусмотрено в обязательном порядке проводить электрокардиографическое обследование всех больных с гипертоническим кризом, с жалобами на боли в сердце и на затрудненное дыхание.

Объективные данные. В описании объективных данных также есть особенности, связанные с работой службы СМП. Так, при осмотре больного с гипертоническим кризом обязательно исследовать неврологический статус для исключения острого нарушения мозгового кровообращения, обязательно проводить аускультацию легких для своевременной диагностики начинающегося отека легких. Полнота осмотра определяется необходимой и разумной достаточностью. Например, при заболеваниях сердца, обследуя сердечно-сосудистою систему, нужно определить границы сердца, характер тонов, наличие шумов, число сердечных сокращений, дефицит пульса, артериальное давление, размеры печени.

Другая группа ошибок связана с неправильной трактовкой данных ЭКГ.

Так, после оснащения всех ЛБ СМП электрокардиографами (1989-7990 гг.) количество диагностических ошибок при промежуточных формах ИБС, по сравнению с периодом, когда врачи ЛБ пользовались приставками для передачи данных ЭКГ по телефону, возросло в 5 раз (с 2% в 1987 г. до 10% в 1990 г.) из-за неправильно расшифрованных врачами ЭКГ данных.

Изучение катамнеза 238 больных показало, что врачи ЛБ в 47,3% случаев неверно интерпретировали данные ЭКГ: недооценка этих данных была отмечена в 10% случаев, переоценка – в 37,2% случаев. В значительной мере это связано с тем, что, получив начальную подготовку по основам ЭКГ, врачи ЛБ не имеют условий для совершенствования своих знаний. Когда эта возможность есть (например, у врачей кардиологических бригад), ошибки, связанные с неправильной трактовкой данных ЭКГ, встречаются значительно реже.

Известно, что классическими признаками острого инфаркта миокарда принято считать монофазную кривую, наличие патологического зубца Q, повышение активности ферментов в крови.

В условиях работы бригады СМП эти признаки малопригодны, так как информативность ЭКГ в первые часы развития инфаркта миокарда составляет 24,2%, а в первые сутки заболевания – около 40% [Фиалко В.А., 1968]. Улучшению диагностики, по крайней мере на догоспитальном этапе, вряд ли поможет и выделение формы инфаркта миокарда без подъема сегмента ST на ЭКГ.

Помочь в диагностике острых форм ИБС может оценка так называемых «малых» признаков на ЭКГ. Как нам удалось установить более 30 лет назад, у части больных с нестабильной стенокардией на высоте болевого приступа может отмечаться своеобразное пологое, косонаправленное кверху от изолинии смещение сегмента ST, частично или полностью сливающееся с зубцом Т. При этом точка в 74% случаев оставалась на изоэлектрической линии, а в 25% случаев была несколько приподнята. Из 228 больных с нестабильной стенокардией такое смещение сегмента ST было выявлено у 11,4% пациентов. Описанные нами изменения на ЭКГ чаще наблюдаются у больных с нестабильной стенокардией, в случаях, когда нарастание ангинозной боли имеет затяжной характер.

Многолетнее изучение в динамике клинико-электрокардиографических данных у больных с ИБС дает нам основание отнести описанные нами изменения сегмента ST на ЭКГ к одному из ранних признаков ишемии миокарда (в ряде случаев преходящей). По нашему мнению, этот признак может быть использован как дополнительный при диагностике острого коронарного синдрома (рис. 1,2).*

Примечательно, что указанные изменения ST на рис. 1 А.Б. удивительно точно напоминают описание профессором А.В. Виноградовым структуры выраженного болевого приступа при стенокардии, являясь как бы его графическим изображением: «Боли при стенокардии нарастают постепенно… Достигнув своей кульминации…, боли быстро исчезают. Длительность периода нарастания болей всегда значительно превышает длительность периода их исчезновения» (Виноградов, 1980).

Назад в раздел

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры